Есть наряды, которые ассоциируются с литературными героями настолько сильно, что кажется, никто другой их не носил. Зеленое платье Скарлетт кочует не только по статьям и иллюстрациям, но и стало одним из символов романа. Дерзкое платье из штор и шляпка, украшенная петушиными перьями, были на самом деле смертельно опасными. И речь здесь не пойдет о том, что Скарлетт могли ограбить, приняв за очень состоятельную особу, опасен был сам цвет.
Зеленый цвет долгое время был или признаком очень большого богатства или сумасбродства. Дело в том, что получить стойкие и яркие оттенки зеленого в промышленных количествах было сложно до XIX века. Почему? Вспомним, как быстро получить зеленый, нужно смешать желтый и синий. Но это нельзя было сделать в одном чане красильщика. Необходимо было красить ткань сначала в синий, а потом в желтый. Это двойная работа. А если иметь в виду, что мастера имели право работать только с одной группой цветов (только с черным и синим красителями или только с красным, желтым и коричневым), то ткань становилась очень дорогой.
Производить такие операции в условиях промышленного производства тканей было слишком затратное. На помощь пришла химия. В 1775 году шведский ученый Карл Шееле изобрел гидроарсенит меди. Этот пигмент стоил дорого, окрашивал в зелено-гороховый цвет, мир влюбился в него мгновенно. "Зеленый Шееле" или "Зеленый парижский" стал самым модным цветом, его использовали для обоев, тканей, искусственных цветов и даже для конфет. Популярность его была так велика, что в 1863 году The Times писала о выпуске в Британии 500 -700 тонн этого красителя. Такая популярность заслонила голоса врачей, говоривших, в основе красителя лежит мышьяк, это опасно.
Отравления в результате работы с зеленым цветом случались очень часто. В 1861 году, когда Скарлетт блистала на пикнике у Уилксов в зеленом платье, впервые заговорили об опасности зеленого всерьез. В 1877 году врач лондонской больницы Дж. Риис писал, что в ткани одного бального платья содержится количество мышьяка, достаточное для отравления двоих взрослых. Носить такое платье было опасно для жизни. Потребовались совместные усилия врачей и химиков для изменения состава зеленых красителей, но весь XIX век за ним следовали головные боли, тошнота и высыпания. Но так ли это важно для моды?
Если бы кто-то рассказал об этой смертельной опасности Скарлетт, то думаю, что она только бы отмахнулась.
P.S. Подписывайтесь на мой канал о истории тела! Будет интересно!