Врач и эксперт в области инфекционных заболеваний Джули Гербердинг — о возвращении смертельных вирусов и вакцинах будущего
Наказание за отказ
— Вопрос вакцинации лежит в пограничной плоскости между здоровьем людей и фармацевтическим бизнесом. Разумеется, производители заинтересованы в массовой вакцинации населения. А проводят ли фармацевтические гиганты глубокие многолетние исследования о побочных эффектах прививок, осложнениях?
— К вакцинам предъявляются самые высокие стандарты безопасности, поскольку они во многих случаях применяются у новорожденных и детей. Пожалуй, это один из наиболее тщательно изучаемых с точки зрения безопасности фармацевтических продуктов.
Приведу пример, который произошел с вакциной Роташильд против ротавирусной инфекции. Она вызывает сильнейшую диарею и от нее умирали сотни тысяч детей по всему миру. Компания-разработчик провела обширное исследование на безопасность.
Но уже после того, как вакцина была выведена на рынок, центры по контролю и профилактике заболеваний США (CDC – Centers for Disease Control and Prevention), внимательно изучая каждый случай осложнений от вакцинации, выявили возможность проявления побочных действий от применения этой вакцины. В итоге она была отозвана с рынка.
Эта история учит многому. Здоровье десятков тысяч детей, которые участвовали в регистрационных исследованиях вакцины, было в опасности. Но благодаря тому, что продукт продолжают внимательнейшим образом изучать и после его вывода на рынок, когда он применяется уже на миллионах людей, CDC смог выявить редкие случаи побочных реакций.
Мониторинг безопасности начинается еще до того, как вакцина начинает применяться в реальной клинической практике, и продолжается после завершения трех фаз клинических исследований. В случае с вакцинами третья фаза клинических исследований является самой обширной, охватывающей большое количество людей, и занимает длительное время для выявления сигналов в отношении нарушения безопасности.
— Минздрав России готовит законопроект, предусматривающий ответственность за публичные призывы к отказу от прививок. Не считаете ли вы это ограничением прав тех людей, которые выступают против вакцинации .
– Одна из основных проблем, связанных с вакцинацией, заключается в том, что она касается ответственности за право каждого человека принимать решения в отношении здоровья своего ребенка и права общества быть защищенным от инфекционных заболеваний. Это дискуссия, которая длится в течение всей истории существования вакцин.
Я поддерживаю и ценю решение Министерства здравоохранения РФ увеличивать приверженность к вакцинации для предотвращения серьезных заболеваний. Например, кори.
Сейчас во всем мире мы пожинаем плоды этого трагичного эксперимента — отказа от вакцинации против кори. Одна за другой в разных странах возникают вспышки заболевания. Мы видим детей с различными формами менингитов, людей, находящихся в отделениях интенсивной терапии, летальные исходы. Печально, что мы должны переживать подобные трагичные ситуации, для того чтобы помнить, как важна защита людей от таких быстро распространяемых и очень опасных заболеваний.
Министры здравоохранения многих стран сейчас предпринимают шаги к обеспечению широкого покрытия населения вакцинацией. Такие же шаги предпринимаются и в США, где также отмечаются вспышки кори.
— В каких странах еще существует ответственность — административная или уголовная — за призыв к отказу от прививок?
— Например, мэр Нью-Йорка издал указ о запрете допуска в общественные места детей, которые по решению родителей не получили вакцинацию против кори. Также в большинстве штатов в США и в других странах невакцинированным детям не разрешается посещать школы.
Не по календарю
— Знакомы ли вы с российским Национальным календарем прививок и чего, на ваш взгляд, там не хватает?
— На прошедшем ПМЭФ я участвовала в панельной сессии с представителем Министерства здравоохранения, которая презентовала программу иммунизации для детей младшего возраста. Этот план мне кажется в достаточной степени полным. С моей точки зрения, есть ряд вакцин, которые следует включить в календарь для обеспечения большей защиты и безопасности детей — например, против ветряной оспы (ранее в интервью «Известиям» министр здравоохранения Вероника Скворцова заявила, что уже в 2020 году планируется включить в календарь прививки против ветряной оспы и ротавирусной инфекции. — «Известия»).
Я вижу, что российский Национальный календарь профилактических прививок модернизируется, и я очень этому рада. В России мы видим огромный прогресс в его развитии, и это впечатляет. Очень важно, чтобы люди осознавали необходимость вакцинации в течение всей жизни (life-course immunization), то есть не только среди детей, но и подростков, и также взрослых. Для взрослых, помимо вакцины против гриппа, существует вакцина от пневмококковой инфекции, против опоясывающего лишая и, я надеюсь, появится еще больше вакцин для защиты старшего поколения.
— А какие вакцины необходимы пожилым людям?
— Одна из наиболее значимых, на мой взгляд, вакцин для пожилого населения — вакцина против пневмококковой инфекции. Профилактика пневмококковой пневмонии у взрослых очень важна для защиты здоровья населения.
— Специалисты Минздрава говорят, что в календарь надо включать прививку от вируса папилломы человека (ВПЧ). В противном случае уже к 2030 году россиянок ждет эпидемия рака шейки матки (РШМ). Но насколько безопасна эта вакцина? Проводились ли исследования взрослых женщин, которые в подростковом возрасте были вакцинированы от ВПЧ? Каковы результаты?
— В настоящий момент в мире введено более 200 млн доз вакцины против ВПЧ и нет ни одного случая или признака серьезных или отсроченных побочных эффектов, что говорит о ее безопасности. После применения такого большого количества доз вакцин мы абсолютно уверены в безопасности вакцины против ВПЧ.
Она изучалась намного больше, чем другие вакцины, применяемые у подростков и взрослых, и была исследована во различных странах. Лучшие многолетние данные наблюдений получены в странах Скандинавии (Дания, Исландия, Норвегия и Швеция). Каролинский Институт проводил мониторинг состояния людей, участвовавших в регистрационных клинических исследованиях вакцины против ВПЧ (2003–2004 годы), а также девочек, прошедших вакцинацию в рамках национальной программы иммунизации. Эффективность вакцины оценивалась на основании частоты случаев предрака и рака. Согласно данным исследования, эффективность составила более 90%.
Еще один пример — Австралия, которая уже объявила об элиминации РШМ в ближайшие годы благодаря национальной программе вакцинации девочек и мальчиков и скрининга.
Для внедрения вакцинации против ВПЧ очень важна информированность населения о проблеме. В России уровень скрининга на РШМ невысок. Если бы этот показатель был выше, то число женщин, умирающих от РШМ, было бы намного ниже. Поэтому важно повышать осведомленность о ВПЧ и раке шейки матки.
— Россия выполняет все требования ВОЗ по вакцинации от кори, охват прививками составляет 97%. Но тем не менее корь в стране есть. Заболеваемость ею растет во всем мире. В предыдущие два года в РФ были только завозные случаи, а в этом году появились собственные вирусы. В чем причина? Получается, вакцина не защищает?
— Корь — крайне контагиозное (заразное) заболевание и очень быстро распространяется среди детей. Даже при охвате вакцинацией 97% населения и при 100% эффективности вакцины всё равно будут выявляться случаи кори, потому что заболевание распространяется со стремительной скоростью.
Если страна способна элиминировать корь, это говорит о высокой эффективности ее национальной программы иммунизации: она использует хорошие вакцины, и ими охвачено подавляющее большинство населения. Поэтому когда ВОЗ объявляет об элиминации кори в стране, это означает, что вирус больше не распространяется. К сожалению, такая ситуация создала ошибочное ощущение безопасности и позволила многим родителям принимать решение не вакцинировать своих детей, так как они больше не встречают случаи заболевания корью. Даже в отношении США теперь ВОЗ должна будет принять решение, отзывать статус элиминации кори или нет, поскольку корь в стране распространяется.
— Это завезенная корь?
— Вирус должен появиться в стране. И обычно он появляется либо от детей, либо от путешественников и завозится из стран, в которых данное заболевание не контролируется. Корь распространяется, потому что в США так много невакцинированных детей. Если инфицированный ребенок из другой страны, где есть корь, приезжает в страну, где все привиты, вирус не распространяется. Но при его встрече с невакцинированным ребенком заболевание начинает распространяться.
— В Америке есть традиция: если ребенок заболевает ветрянкой, все идут в гости и стараются заразиться. В российских деревнях когда-то девочек водили «на завтрак к краснухе». Как вы относитесь к естественной иммунизации?
— Это безумие! Дети могут умереть от ветряной оспы. У некоторых она протекает с серьезными осложнениями — вызывает энцефалит, инфекции дыхательных путей и другие заболевания. Зачем подвергать риску своего ребенка, который может получить серьезные осложнения и может даже развиться смертельный исход от так называемой натуральной иммунизации? Это как игра в русскую рулетку.
Секретные лаборатории
— Какие из инфекционных заболеваний, которые считаются уже побежденными, могут вернуться?
— Только два заболевания сейчас искоренены: натуральная оспа у людей и чума крупного рогатого скота. Искоренены — означает, что вирус больше не существует в природе и отсутствует риск его распространения. Мы делаем всё для устранения полиомиелита, но пока не добились его полного искоренения. Успешно в разных странах проходит элиминация паротита и краснухи (не во всех, но во многих). Так, например, страны западного полушария (Канада, США, Латинская и Центральная Америка) заявили о том, что свободны от краснухи. По сравнению с корью краснуха не такое тяжелое и легко распространяемое заболевание.
— От каких болезней нет вакцин, но они крайне нужны человечеству?
— ВИЧ, туберкулез, малярия.
– То есть вакцина БЦЖ, которую вводят все новорожденным в России, неэффективна против туберкулеза?
— БЦЖ-вакцину вводят детям еще в первые дни после рождения. Она эффективна в предотвращении тяжелых форм заболевания и его осложнений (например, туберкулезного менингита), но не может окончательно решить проблему туберкулеза, остающегося лидирующим по смертности в мире инфекционным заболеванием.
— Поэтому в России при практически полном охвате вакцинацией БЦЖ, очень большое количество детей тубинфицированы? Может, стоит тогда совсем от нее отказаться? Зачем эта лишняя нагрузка на иммунитет?
— Особенность БЦЖ-вакцины — формирование так называемого нестерильного иммунитета, когда присутствие штамма БЦЖ в организме человека поддерживает способность иммунных клеток разрушать палочку Коха — возбудителя туберкулеза. Если ребенок заразится туберкулезом от своей бабушки, у него высок риск развития тяжелых осложнений — например, в виде туберкулезного менингита. БЦЖ-вакцина существенно снижает этот риск. Эта вакцина частично защищает в странах, где туберкулез распространен особенно широко, поэтому она по-прежнему крайне важна.
— Можем ли мы в обозримом будущем рассчитывать на вакцину от ВИЧ, рака? Есть ли разработки, находящиеся уже на стадии клинических испытаний?
— Мы уже очень долго пытаемся разработать вакцину против ВИЧ, но, к сожалению, появление ее не предвидится в ближайшем будущем. Лучшее, что мы можем сделать сейчас, — использовать лекарственные средства, которые предотвращают распространение ВИЧ, и повысить их доступность. Рак, возможно, легче предотвратить при помощи вакцины, чем СПИД. Рак, вызванный ВПЧ и гепатитом В, уже можно предотвратить при помощи вакцинации. Современные геномные, основанные на ДНК, вакцины являются уникальным многообещающим открытием. Так, опухолевые клетки изымаются из организма человека, исследуются в лаборатории, а затем снова вводятся в организм пациента вместе с разработанной на их основе вакциной. Это новейший инженерный подход, довольно дорогостоящий на сегодняшний день, но очень многообещающий.
— Это больше о терапии рака. Но что же о предотвращении?
— Существует множество видов рака, поэтому нам придется говорить о таком же множестве вакцин. Мы активно изучаем иммуноонкологию, которая открывает большие перспективы. Рак обманывает иммунную систему и выключает ее, а иммунная система может быть очень эффективным инструментом в борьбе с раком. Поэтому нам нужно думать о том, как в долгосрочной перспективе поддерживать готовность иммунной системы распознавать рак и бороться с ним.
— Вы вакцинированы? От чего именно?
— От всего! Я привита всеми возможными вакцинами. Я даже вакцинирована от того, от чего обычно люди не прививаются: от бешенства, оспы и других заболеваний. Я очень много времени провожу в лаборатории, поэтому мне нужна более широкая защита.
— Зачем вам прививка от оспы? Она же побеждена.
— В научных лабораториях России и США хранятся экземпляры черной оспы. Существуют предположения, что в некоторых странах, в секретных лабораториях она есть, ее могут производить и использовать как биооружие в террористических целях.