Родители Натальи развелись четверть века назад. Мать, Вера Николаевна, замуж больше не вышла, а отец, Геннадий Иванович, женился на женщине с двумя детьми. Своих детей во втором браке у него детей не было. Может, поэтому он единственную дочь никогда не забывал: исправно платил алименты и поддерживал отношения.
Наташе недавно исполнилось сорок лет, родителям по шестьдесят, а единственному их внуку, сыну Натальи, Святославу, пятнадцать.
Вера Николаевна сейчас на пенсии, живёт неподалёку от дочери, часто её навещает, помогает.
Геннадий Иванович с женой живёт в соседнем городке, в пятидесяти километрах от дочки с внуком. Посещает он их нечасто, но стабильно: в день рождения дочки и внука, на Новый год, на 8 марта.
Вера Николаевна знает, что бывший муж обязательно приедет, так что к встрече с ним она тщательно готовится.
-Мама с утра приходит ко мне,- рассказывает Наталья.-Разнаряженная, раскрашенная и пахнущая. Когда приезжает папа, она с ним начинает кокетничать, строить глазки, вспоминать какие-то подробности их жизни, которые известны только им двоим. Отец отшучивается, видно, что ему не очень приятно её навязчивое внимание, но терпит.
Отец Натальи - человек обеспеченный, на подарки никогда не скупится. Подарок бывшей жене тоже привозит, но после его отъезда обязательно Вера Николаевна должна подарок прокомментировать:
-Нужны мне его подачки,- говорит она, бросая пакет с подарком на стол.- Пусть вон своей дарит, а я обойдусь без его подарков!
-Мама, но он же не виноват в том, что вы развелись,- напоминает ей Наталья.
-А кто виноват? - удивляется Вера Николаевна.- Я, по-твоему, виновата?
-Ну ты же его выгнала,- напоминает ей дочь события 25-летней давности.- Мне было пятнадцать лет, и я очень хорошо помню, как ты папу то выгоняла, то принимала. Однажды ему просто весь этот цирк надоел.
-Выходит, что цирк устраивала я,- обижается Вера Николаевна.- А ему трудно было прощения у меня попросить по-настоящему?
-А как это? -спрашивает Наталья.- Он умолял, просил тебя, только что на коленях не стоял.
-А может, я как раз хотела, чтобы он на коленях стоял и просил прощения.
На глазах Веры Николаевны появляются слёзы. Наташе жаль мать, и она первая прекращает неприятный разговор. Она знает, что мать до сих пор любит отца, что в их разводе виноват её несносный характер, но углубляться в воспоминания не хочет.
Она помнит, как они ругались, как мать не разговаривала с отцом неделями, как рвала во время ссоры деньги на мелкие клочки, которые он приносил, как бросала в него тарелки, как отец сам стирал свои вещи. Помнит, как шумно они потом мирились. Но мир продолжался недолго. Стоило отцу в чём-то провиниться, как концерт повторялся.
В конце концов отцу надоело, и он ушёл, оставив жене и дочке всё. что было нажито за пятнадцать лет брака.
У отца всё хорошо. Он обеспеченный человек, прекрасно ладит со второй женой и её детьми. А мать до сих пор не может успокоиться. И всякий раз, когда речь заходит об их браке, она уверяет дочку и внука, что в разводе виноват он, а не она.
-Мама ведёт себя как пятнадцатилетняя капризная девочка,- говорит Наталья, - но мне её жаль. Она просто живёт в мире, который сама себе сотворила и понять этого не хочет или не может.