В первой части нашей серии об электромобилях мы обсуждали, какой выбрать и для кого подходит такой автомобиль. Теперь пришло время для основных понятий, которые вы должны знать, когда решите его использовать. Они все о самой важной вещи, перезарядке: будь то медленная или быстрая, дома или на зарядном устройстве.
Однако не все станции переменного тока или настенные коробки работают так медленно, они используют трехфазное распределение. В домашних условиях зарядная мощность 11 кВт обычно может быть достигнута с помощью настенной коробки и трехфазного соединения на 16 А с более высоким предохранителем, равным даже 22 кВт. В этом случае технология транспортного средства носит ограничительный характер. Упомянутый e-Niro имеет встроенное зарядное устройство с выходной мощностью 11 кВт, что также является максимальной мощностью, которую он может использовать при зарядке переменным током. Таким образом, батарея будет заряжаться в течение четырех часов. Полностью без проблем на ночь.
Иногда необходимо также отметить, что автомобиль редко заряжается с нуля. При повседневном использовании драйвер часто перезаряжается только от пятидесяти или шестидесяти процентов, а затем перезарядка до полного (или пригодного для использования уровня 80%) не занимает много времени.
Меннекес и типы кабелей
Mennekes - это обозначение разъема, используемого для обычной зарядки переменного тока. Наконец, у него есть зарядные кабели типа 1, то есть те, которые подключены к обычной розетке 230 В или 400 В, а также кабели типа 2, которые подключены к настенным коробкам и общедоступным стойкам переменного тока. Кабель типа 2 (слева) обычно имеет предел мощности 22 кВт, что достаточно для большинства настенных коробок и обычных зарядных устройств. Поэтому такие параметры, как длина или конструкция кабеля, решаются при покупке. Для типа 1 (справа со сменными зарядными клеммами в трехфазной розетке) мощность зарядки определяется тем, к какому разъему подключен тип, и электроникой управления в специальной коробке, которая отличает тип 1 от «двух».
Сегодня производители обычно упаковывают оба типа кабелей в недавно приобретенный автомобиль. Поставляемый тип 1, однако, часто бывает самым простым вариантом. Он подключается к розетке 230 В и высвобождает в машину только 10 А, поэтому он заряжается с выходной мощностью около двух киловатт. Специальные трехфазные кабели (часто со сменными клеммами для разных типов розеток) можно приобрести отдельно, что обеспечивает значительно более высокую производительность. Но они будут стоить десятки тысяч.
Wallbox можно охарактеризовать как домашнюю зарядную станцию. По сути, это коробка с интеллектуальной электроникой, которая может общаться с автомобилем и контролировать скорость зарядки. Это не является абсолютно необходимым для жизни с электромобилем, потому что он будет заменен упомянутыми зарядными кабелями на трехфазную розетку, которая может выдерживать одинаковую мощность зарядки. Но цена похожа, только использование настенного ящика удобнее. Шкаф устанавливается на стене в гараже или на крытой парковке, к нему можно постоянно подключить зарядный кабель или к указанному типу 2. Но настенный ящик может иметь и другие преимущества: он может контролировать потребление энергии и может управляться в здании.
Как и настенные ящики, медленные стойки для общественных зарядок работают по своей сути, которые, в отличие от них, предлагают некоторый способ оплаты за зарядку. Они обычно устанавливаются, например, в торговых центрах, где экипаж электромобиля обычно проводит несколько часов. В этом случае они заряжают значительную часть аккумулятора электромобиля во время покупки. «В ожидаемой структуре зарядных устройств в будущем четыре пятых должны быть более медленными станциями переменного тока, которые заряжаются переменным током, а их максимальная мощность составляет до 22 кВт-ч», - объясняет Синек из Unicorn.
DC зарядка
Это более быстрый тип зарядки, аккумулятор заряжается напрямую переменным током от внешнего преобразователя переменного тока в постоянный, который является частью зарядной станции. В этом случае могут быть достигнуты значительно более высокие характеристики. Обычные чешские быстрые зарядные устройства имеют выходную мощность 50 кВт, например, E.ON управляет двумя станциями в Чешской Республике с максимальной мощностью 175 кВт (в Розвадове на D5 и Vystrkov на D1), в Бероуне также есть стенды сети Ionity с выходной мощностью до 350 кВт. В мире также есть станции мощностью 400 кВт, планируется даже 500 кВт.
Простая математика, как и в случае зарядки переменным током, посоветует вам зарядить модель Kiu e-Niro на станции мощностью 175 кВт менее чем за 15 минут. Но это не так просто: во-первых, есть ограничения на стороне автомобиля, e-Niro с меньшей батареей может использовать максимальную мощность зарядки 50 кВт, а с большей - на 77 кВт. Такой Porsche Taycan может заряжать до 270 кВт, модель Тесла 3250 кВт.
Во-вторых, батарея не предназначена для такой же быстрой зарядки. По сути, это все равно, что наполнить стакан водой как можно быстрее. В начале вы можете полностью отпустить кран, но в конце вы должны замедлить движение, чтобы не переусердствовать. Аналогичная перезарядка аккумулятора будет иметь разрушительные последствия для него. Таким образом, на быструю зарядку влияют такие факторы, как уровень заряда аккумулятора и температура. Вот почему автомобили используют сложные системы поддержания температуры аккумулятора, а зарядка свыше 80 процентов значительно медленнее. Зарядное устройство на 50 кВт заполняет e-Niro батареей на 39,2 кВт от нуля до 80 процентов за 57 минут.
CHAdeMO и CCS: типы разъемов для быстрой зарядки
Водитель никогда не приносит свой кабель для быстрой зарядки, который всегда надежно подключен к зарядной станции. Для самых мощных кабелей можно даже активно охлаждать, чтобы мощность зарядки не колебалась.
В случае быстрой зарядки используются три типа разъемов. Наиболее распространенным является CCS (комбинированная система зарядки), тип 2 (на фото слева), основанный на разъеме Mennekes, но не имеющий выводов для питания переменного тока, вместо этого он имеет «подбородок» с двумя большими выводами, которые подают постоянный ток на автомобиль. ,
Сегодня CCS используется в подавляющем большинстве электромобилей (включая VW, Skoda, Audi, BMW, Hyundai, Kii, Mercedes или Tesla Model 3). Это разъем, который требуется Европейскому Союзу на станциях быстрой зарядки. Его преимуществом является экономия места - часть разъема в автомобиле используется для переменного тока, часть для зарядки постоянного тока.
Сегодня японский стандарт CHAdeMO (на фото справа) встречается реже, и, например, Nissan Leaf предлагает его для новых автомобилей. Разъемы обычно оснащены станциями быстрой зарядки E.ON или ČEZ, но вы больше не найдете их на станциях Ionity. Недостатком является то, что автомобиль должен иметь два разъема под одной заслонкой (один для переменного тока, обычно Mennekes, другой для постоянного тока).
Третий вариант - быстрая зарядка с наконечником Mennekes, то есть такая же, как и для медленной зарядки переменного тока. Это используется старыми моделями Tesla S и X, но соответствующие кабели устанавливаются только на станции нагнетателя, поэтому они не могут заряжать автомобили, кроме Tesla.
В отличие от заправки, которую вы обычно оплачиваете платежной картой или наличными, подзарядка электромобиля оплачивается с помощью различных приложений или чиповых карт. Они могут выдаваться непосредственно оператором определенной сети зарядных станций, например E.ON или ČEZ. Однако такие карты обычно не работают на станциях других операторов. Роуминг, будь то на национальном или европейском уровне, должен решить эту проблему. Сегодня различные сторонние приложения, такие как плагсерфинг, позволяют производить зарядку на станциях различных операторов, и аналогичные решения также готовятся представителями автомобилей.
Рекуперация
Это третий и самый распространенный способ подзарядки электромобиля. Это торможение с помощью электродвигателя, который в таком режиме действует как электрический генератор, сохраняя энергию, полученную во время торможения, в батарее. Мощность рекуперации может быть высокой, например, Porsche Taycan может обрабатывать до 265 кВт, по словам автопроизводителя.
Нельзя ожидать, что рекуперация полностью зарядит батарею, она скорее вступает в поездку в качестве своего рода отрицательного потребления. Благодаря этому, однако, автомобиль не тратит энергию при торможении.
Электромобили восстанавливаются практически каждый раз, когда вы отпускаете ногу из акселератора или касаетесь педали тормоза. Это зависит от настроек конкретного автомобиля или выбранного режима. Педаль тормоза правильного электромобиля должна сочетать в себе эффект торможения от механических тормозов и восстановления сил.
Для некоторых типов полный эффект восстановления можно получить, просто отпустив педаль акселератора, или эффект торможения при движении ногой без педали акселератора можно установить с помощью лопастей на руле, таких как Kii e-Niro или Hyundai Kona. Есть также режимы, когда автомобиль отплывает при отпускании газа, что полезно, например, на шоссе. Напротив, вы можете использовать настройки с полным выздоровлением по городу.