Найти тему
Prompt_Дзен

Про Дзен: Наблюдения и советы эксперта по стилю Юлии Осиной

Алгоритм, Карма, теги - наблюдения и советы Юлии Осиной,  канал "Не колхоз"
Алгоритм, Карма, теги - наблюдения и советы Юлии Осиной, канал "Не колхоз"

Друзья, и снова на канале статья подписчицы! Как всегда, мне очень приятно получать и публиковать текст, написанный специально для моего канала. Это очень лестно, правда :)

Итак, приятного чтения!

Я пришла на Дзен с длинным опытом блогерства. Моему блогу в ЖЖ в этом году будет 7 лет. У меня есть парочка других соцсетей и еженедельная рассылка.

Блоги для меня имеют не такой же коммерческий интерес, как у большинства авторов Дзена. Я продаю свои инфо-продукты, и блоги нужны для подтверждения экспертности, как верхняя часть воронки продаж, для сообщества вокруг темы. Такую схему используют бренды: у них есть продукты, а блоги и соцсети — это поддержка бренда. Вы такое тоже видели - инстаграм М-Видео, канала Афиши, фейсбук мастера.

Пишу это потому, что сама по себе монетизация в Дзене меня не очень интересовала. Но мне интересно было про другие аспекты, и пока изучала, как тут что работает, начиталась теорий заговора, предположений и очень плохих текстов.

До монетизации я дошла, свой интерес — аудиторию — тоже получаю. Через канал Вики хочу поделиться наблюдениями.

Про алгоритм

Он глупый. То есть он Искусственный Интеллект, он настраивается, он управляет вашим каналом, и он глупый, и он — машина, программа, список кодов. Вы где-то насыпаете, дергаете какой-то рычаг, в другом месте все меняется. Потому что внутри алгоритма свои законы, причины и следствия и законы взаимодействий. Алгоритм надо стараться настроить на себя.

На что он точно реагирует:

  • Постоянство темы. Особенно для коммерчески заинтересованных каналов. Больше текстов по теме, он пробует больше разных вариантов и, в конце концов, находит аудиторию. Чем сложнее тема, тем труднее ему найти формулу, по которой читатель заинтересуется.
  • То, что они называют позитивной реакцией — лайк, комментарий, CTR, показатель отказов (то есть карта дочитываний).
  • Привлечение сторонней аудитории (хотя у меня есть теория, что надо отслеживать внешнюю аудиторию вместе со значениями CTR).

Про теги

Теги нужны не для текста, а для алгоритма. Это важно понять, потому что вообще-то всегда теги относятся к тексту и теме. Но алгоритм Дзена использует теги для оценки аудитории.

Я объясню так: как будто каждому пользователю алгоритм присудил набор тегов. Теги — интересы пользователя. Смотрит пользователь про копирайтинг и космос — это круг интересов. Соответственно, когда мы пишем статью «Как я работал копирайтером в Роскосмосе», наша статья будет и про одно, и про другое, и кому алгоритм предложит посмотреть нашу статью сначала? Тому, кто интересуется и тем, и другим. Потом — хотя бы одним. Потом — тем, кто похож поведением (но алгоритм не понимает поведение, он понимает конкретный набор букв, то есть тег)

В этом нет никакой тайны, об этой технологии рассказывала Школа авторов рекламных текстов Дзен, лично Никита Белоголовцев в первом же вебинаре.

Про Карму

Это, ребята, в дзене всё, но я понятия не имею, как ей управлять. Описания непонятные, служба поддержки отвечает размыто. Нет понятия «качественный текст». Как понять, оригинален ваш текст на 8 или на 15 единиц кармы?

Но высокая Карма и низкая Карма — это небо и земля по показам. Нельзя набрать тыщу дочиток, если твою статью показали 100 раз. Как поднять показы до 10 тыщ? Карма.

Когда моя Карма в очередной понедельник поднялась на 50 пунктов, тут я увидела и показы, и раскручивание в процессе, и лайки, и комментарии, с этим уже можно работать. Но почему прыгнуло — я, честно, не знаю. Я же не стала лучше писать. И чаще не стала. И за одну неделю не привела в десятки раз больше аудитории, у меня ее ограниченное количество.

Я на самом деле до сих пор думаю, что вдруг произошла какая-то ошибка, в очередной понедельник Карма опять упадет, и снова ничего)))

Так что, если вы ищете быстрый способ подняться, ищите способ управлять кармой.

Еще раз про алгоритм

Я пишу давно и профессионально. Я публикуюсь в СМИ с экспертными статьями. У меня три книги по своей теме.

Как писательница, я очень много читаю (первое писательское упражнение), и могу отличить хороший текст от плохого.

В дзене плохих текстов — подавляющее большинство.

Топ дзена, Нирвана, Аврора – тексты объективно плохие. Объективно! То есть если бы алгоритм Дзена и я имели одинаковые настройки хорошести, то дзен никак не мог бы эти тексты оценить, как хорошие. Но алгоритм настраивается на себя. То есть он считает хорошим то, что имеет просмотры, лайки и комментарии тут, в Дзене. А не журналистику Колпакова и не книги Тома Вулфа.

Отчего я горячо рекомендую изучать эту тему и экспериментировать. Обязательно читать статьи в Дзене по своей теме, смотреть теги, смотреть комментарии, чтобы перенимать слова. Какими терминами разговаривают пользователи тут, какие слова используют.

Яндекс.Дзен — коммерческая и развлекательная платформа.

Читала об эксплуатации авторов. Это явное преувеличение))

На самом деле Дзен заинтересован в хороших авторах. Их тексты будут собирать органическую аудиторию из поиска, вокруг хороших авторов собираются читатели. Те, кто много пишут, явно не выращены Яяндексом, то есть где-то в другом месте научились и пишут не только в Дзене. А это значит шеры, а за шерами – публика.

На хороших авторах Яндекс множит свою аудиторию, и это коммерчески выгодно.

Все дело в том, как сам автор использует Яндекс. Потому что, конечно же, это взаимовыгодное сотрудничество. И дело не в рекламных деньгах. Ну, не только в них. Сообщество по интересам, трафик на свои ресурсы, подтверждение экспертности, повышение узнаваемости, нативная реклама от прямых источников. Вот навскидку интересы, которые могут использовать авторы для себя.

Как на любом развлекательном ресурсе, идет битва за время пользователя. Пользователь один, времени у него ограниченное количество. По статистике один пользователь может проводить в дзене до 40 минут! (Это сравнимо с интсаграмом, а инста — самая быстрорастущая сеть на сегодня, и там очень простой для пользователя времяубивательный контент). Если у меня будет хорошая статья, пользователь будет свои 2-3 минутки тратить на меня. Но каждый раз, когда он бывает свободен, он посмотрит на точку рядом с моим каналом. Или ткнет на канал в ленте, даже если заголовок будет не оч, но он запомнил (уже успех!), и он ожидает снова получить то же, что в прошлый раз.

Как только я обману пользователя: запихну кликбейт, разведу воды, подсуну оскорбления какие-то, пользователь не даст мне второго шанса, и 2 минуты потратит в другом месте. Среди новичков 270 тысяч журналов, 2 минутки для нашего пользователя каждый найдет))

Все это немножко уже другая тема. О маркетинге, о сторителинге и о воронке продаж. Но это все важно понимать, когда мы думаем, не взять ли привлекательную картинку, не добавить ли эмоций в заголовок.

Напоследок позволю себе дать несколько советов авторам Дзена:

  • Карма — ключ ко всему. Найдете как поднять карму до 80, вас будут читать и комментировать, даже если вы очень плохи.
  • Алгоритм вам друг. Не надо искать способов его обмануть. Надо искать способы с ним подружиться и его понять. Поймете, как он выводит ваших конкурентов, подстроитесь (хотя бы до того, как увеличите Карму), и будет у вас мир дружба жвачка.
  • Слова и теги зависят от аудитории, это надо изучать. Надо взаимодействовать с системой, ходить по тегам, читать статьи, читать свою тему.
  • Если говорить совсем коротко, как работает дзен, то будет так. Вы пишете текст, ставите теги. По тегам Дзен находит вам потенциального читателя. Читатель видит вашу статью в ленте, и если зацепит заголовок и картинка, то зайдет. Только после этого пользователь может оценить, насколько хорош ваш текст. Если все ок, то дочитает, лайкнет, подпишется, прокомментирует. Финал. Все начинается и заканчивается текстом. Но все этапы важны.
  • Яндекс.Дзен — сам по себе. У Яндекс. Дзена есть свои коммерческие интересы и планы развития. Поэтому в любой момент они могут переобуться, в одностороннем порядке поменять правила. Авторы не на контракте у Дзена, сами авторы несут ответственность за себя и свои доходы. Отлично зарабатывать на блоге зарплату. Но ведь и времени надо тратить весь рабочий день, это как минимум. Но даже если так, даже если по 8 часов заниматься блогом, все равно у автора и Дзена нет договора и обязательств друг перед другом. Я убеждена, что Дзен можно использовать только как инструмент, не как основную работу. Иначе не избежать опять обидок и хлопанья дверями.
  • Чем больше автор саморазвивается, тем больше он может.

Нас очень много, мы все бьемся за внимание пользователя. Успеха достигнут только те из нас, кто представляет из себя больше ценности: может и петь, и плясать, и жонглировать. Кто умеет увлечь читателя, подсадить на свои тексты, зацепить. Это большой набор компетенций, их надо постигать.

На этом, наконец, всё.

Подписывайтесь на канал Вики, ставьте ей лайк.

Пока-пока!

Автор - Юлия Осина, канал Не колхоз