Lava 1&2 пионер Хип-Хопа и граффити райтер. Король уличного стиля художников. Два его брата были из банды Black Spades и он тоже. Он рисовал флаера и рекламные постеры к тусовкам. Lava при жизни рассказывал, что Zulu Nation – это часть Black Spades. Сам граффити король – часть Universal Zulu Nation был и останется на века. Теперь уже в сердцах и в памяти. Lava 1&2 покинул этот мир в 2020 году.
Он родился в Испанском Гарлеме в Нью-Йорке в 1953 году от матери с отцом, которые прибыли из Пуерто-Рико. Многие думали, что он черный парень с довольно светлой кожей. Но сам художник говорил, что он Boricua, то бишь пуэрториканец.
Куба и Пуэрто-Рико в одном лице. Король Нью-Йорка, легенда улиц. Его корни из Восточного Гарлема. Lava начал рисовать в начале 70-х. Стены, которые он красил – это уже исторические места Хип-Хопа. Это было в районах Манхетена, Испанского Гарлема, Бронкса в Нью-Йорке. Настоящее его имя Albert Mercado.
Lava начал рисовать со своим братом Kool Breeze в 1970 или в начале 1971 году. Они с братом любили рисовать на автобусах, на уличных стенах. Так делали многие райтеры в прошлом, например CAY 161, JUNIOR 161, TAKI 183, JOE 182, TONY 184, EDDIE 181, COOL CLIFF 120, CAT 87, HILT 505, CENTURY 120, JOCKEY 1, MAJOR 120, CLANCY 120, HULK 62, WEB 1&2, JEE 126, CAR 54, BORICUA 1. Эти ребята красили улицы и автобусы до того как спустились в подземку. До того как присоединиться к Black Spades Lava 1&2 имел прозвище STRAIGHTMAN и состоял в другой банде под названием REAPERS. Никто в банде не называл себя по именам, которые были в паспортах. Лидер Reapers спросил, как бы Lava хотел, чтобы его звали. Lava предложил имя STRAIGHT, но лидер банды сказал, что круче будет STRAIGHTMAN. На тот момент STRAIGHTMAN не писал название банды REAPERS на стенах или где-то еще в квартале. Он умел рисовать и нанёс первые цвета на жакеты членов банды. До него никто этого не делал. Через год STRAIGHT MAN присоединился к банде BLACK SPADES и разрисовал жакеты чувакам из Манхэттенского дивизиона и чувакам со 123 улицы, а также WAGNER PROJECTS. Они были единственными у кого были жакеты разукрашены краской.
- Люди вокруг говорили, что у нас лучшие разукрашенные жакеты, – говорил Lava 1&2.
Вместе с членами банды Black Spades Lava 1&2 разрисовывал автобусные остановки, парковки, стены, магазины. Black Spades оставляли повсюду свои метки, рисовали логотип банды и теггали. Однажды брат Lava сказал, что ему нужно поднимать планку и перенести свое творчество на новый уровень. Он предложил ему двигаться в центр Бронкса со своего района. Брат повел Lava на точку сборку райтеров.
Однажды Lava 1&2 пошел на сходку Black Spades в районе Soundview Bronx, который был главным дивизионом Black Spades. И на этом собрании члены банды избрали Lava 1&2 командиром района Манхэеттен. Lava управлял четырьмя дивизионами и тремя отделениями Black Spades и оставался в этой должности с 1969 по 1973г. В это время все звали его STRAIGHTMAN. Девушкам нравилось это имя, и оно было уникальным. Это имя прилипло к райтеру в 1973 году. Кстати у его брата тоже было имя T-SIP.
Каждый раз, когда Lava рисовал эмблему банды Black Spades, он писал рядом свое имя, чтобы люди понимали, кто он и откуда пришел. На точке сборке райтеров на 149-й улице Lava стусовался со многими уличными художниками. Молодые ребята ходили вместе воровать краску в магазинах. Они были дерзкие подростки и рисовали на поездах и по всему городу. Бронкс на тот момент был разрушен, это были руины как после Второй мировой войны. Если мы живем в руинах, почему мы не можем пойти и разрисовать какой-то чистый поезд, спрашивали подростки.
Malcolm X, Nation Of Islam, Black Panther, Lost Poets, Young Lords – все эти течения в политическом ключе двигали умы молодежи. Всю эту политику изображали райтеры в арт формах. Все начиналось с маркеров, ребята рисовали на поездах, писали свои имена. Они писали свои имена внутри поездов. Затем они стали красить поезда снаружи уже аерозольной краской. В 1971-1972 гг. народ пытался уже изобразить что-то особенное, какое-то художество на поезде, дизайн, чтобы это выглядело очень красиво. Это перешло на новый уровень Люди стали останавливаться на улицах на улицах, чтобы посмотреть на красиво разрисованный поезд. Все стены туннелей райтеры разрисовали. Taki 183 был первым райтером, о ком написали в газетах журналисты. Но были ребята, которые рисовали до него. Однако его признали, потому что о нем написали в книжках и журналах. Его имя вошло в историю через печать. Когда Lava 1& 2 начал рисовать, ему было 16-17 лет. Его наставником был парень, которому был 21 год. Раньше у райтеров не было телефонов поэтому средством общения между ними было граффити на поездах.
- Я мог сделать что-то в Бронксе и показать это с помощью поезда ребятам из Бруклина. Они смотрели на мой стафф и говорили – ВАУ!!! Этот тип крутой!», – вспоминал Lava 1&2.
Можно отметить тот факт, что в то время на улицах было много насилия. Были и политические нападки и атаки на общество, на ту среду, в которой ты рос. Сегодня мы видим, что те же политики используют граффити в своих корыстных целях, они используют граффити как рекламную кампанию для своих политических акций. Сегодня мы видим в поездах не тэгги райтеров, но видим ту же рекламу, которая предлагает различные услуги и товары. То есть мы видим много информации на тех же стенах. Можно сказать, что граффити являясь одним из элементов Хип-Хоп Культуры, смогло перенести эти сообщения на стенах и поездах в бизнес, на рынок, в торговую сферу. То есть с улицы прямиком на торговые площадки. Lava 1&2 считал, что Graffiti – это первый элемент Хип-Хопа. Когда Zulu Nation пришли на улицы, они попытались объединить различные социальные группы, товарищества, братства, банды в один уличный конгломерат с творческими способностями и динамикой движения. Уличные банды были оплотом существования подростков в бедных районах. Black Spades – одна из самых влиятельных банд существовавших и существующих сегодня в Нью-Йорке. Только у них произошло преобразование из банды в общественное движение. Zulu Nation стали платформой для этого преобразования, они стали основой для Black Spades и других банд в единении. Они объединились под баннером Zulu Nation. Africa Bambaataa был участником Black Spades. Он объединили этих людей с разными способностями. Кто-то ушел танцевать, кто-то умел говорить в микрофон, кто-то умел играть музыку на инструментах. Отсюда пошло становления Хип-Хоп элементов в ключе одной культуры. Бибой, МС, Диджей, Райтер – все они уже не бегали по отдельности по улицам. Они были в одной группировке. Сегодня все эти артформы позволяют делать миллионы долларов. Никто и не подозревал, что уличная культура перейдет на новый уровень в бизнес, медиаиндустрию. Inner City Movement был политическим и социальным движением.
Lava 1&2 – это история человека, из Нью-Йорка, который с помощью арт форм смог добиться успеха и уйти от негативного влияния улицы. Lava 1&2 был пионером движения, он делал флаера и рекламные постеры для Хип-Хоп тусовок. В 70-х Хип-Хоп еще не был мейнстримный. Такие люди как Lava 1& 2 , Face 2, Body Esquire начали делать рекламу на флаерах для тусовок. Кроме тусовок и вечеринок Lava 1&2 делал флаера для клубов Нью-Йорка и не только для них, но для всех, кто делал какие-то джемы. Lava делал флаера для Кул Херка и Грэндмаста Флэша. Люди со временем узнавали всё больше о нем, и стали интересоваться его работами. Lava становился известнее и стал получать больше заказов на рекламу. Lava становился взрослее, старше, он женился, у него родился сын. Некоторые вещи изменились в жизни. Поменялись ориентиры.
Имя STRAIGHTMAN не очень нравилось уличному художнику, но с другой стороны он вырос с этим именем. STRAIGHTMAN – значит прямой, ровный или «шланг» по-русски. Потому что он был длинный и тощий.
Однажды в три часа ночи Lava с братом вернулись домой с улицы. Они красили и все были в краске.
- Я был весь в краске, и брат посоветовал мне взять мыло Lava. Этим мылом пользовались строители и механики, чтобы отмыть масло или отстирать какую-то грязь сильно прилипшую. Я сказал:
- Йоу! Братан, я буду использовать это название мыла в качестве своего имени. Никто не использовал это название ни в Нью-Йорке, ни во всем мире. Я такого не слышал», – говорил Lava 1&2.
- После того как я купил мыло Lava, которым отстирал краску, я начал писать Lava 1 потом добавил 2. После начал писать слитно Lava 1&2 – вспоминал художник. Он также говорил, что Lava было легче писать, чем STRAIGHTMAN. После смены имени он улучшил и свои навыки рисования. Понемногу он начал продвигать стиль ковбойских шрифтов на поездах. Это очень повлияло на других райтеров и вдохновляло самого Lava 1&2. Lava вспоминал, что за всю свою карьеру он разукрасил не так много поездов сверху до низу, около 5-6 штук. Но это были его лучшие работы. Однако Lava красил и «бомбил» множество подземных станций и стоянок поездов. Лучшей точкой для него было место в районе Kingston Brooklyn. Atlantic Avenue было хорошим местом, откуда отправлялись поезда разукрашенные за пределы Бруклина. Там Lava обычно «бомбил» поезда с такими челами как BOP-BOP, COCAINE 1, SUPERCUT. Они брали его с собой далео за пределы тех мест, где он красил и жил. Они брали его в секретное место, где рисовал только один райтер и оставлял свое имя теггом KOOL KITO. Lava рисовал со многими райтерами по всему городу, например AFRO 2, HULK 62 он же GREEK 501, JOCKEY 1 и другие.
149 улица – это место, где собирались на «бенчах» все райтеры и смотрели на свои раскрашенные поезда. Там же Lava 1&2 познакомился с TRACY 168. В следующий раз Lava встретил TRACY 168 уже на 180-й улице в Бронксе. Они стали дружить и TRACY 168 познакомил Lava со своими друзьями CHI-CHI 133 и другие. С этого момента TRACY 168 вместе с Lava 1&2 начали рисовать вместе во многих местах. Однажды Lava вместе с TRACY отправились «бомбить» 7-ю станцию и поезд стоявший там. На том месте они столкнулись вечером с другиим райтерами, которых не знали. Четверо незнакомых ребят решили в тот вечер «забомбить» туже станцию, что и Lava. Один из них написал имя SPENCER 1, другие написали имена SUNDANCE, PAGE 505 и POISON 106.
Мекка Хип-Хопа – это Бронкс. Но культура сегодня по всему миру. Хип-Хоп – это креативно сегодня. Много сильных ребят райтеров пришли из разных районов Нью-Йорка. На улицах было много насилия, негатива и причина по которой мы смогли это побороть это не успех и богатство, не бизнес, это единение людей в культуре. Народ на улицах объединился в одну социальную группу.
- Идея создания уличных группировок, банд была защитить свой район, своих мам и пап, братьев младших и сестер. Мы пытались убрать наркотики с улицы. Это была наша миссия. Было множество людей на улицах, которым мы нравились. Вместе с тем, что мы пытались сделать какие-то позитивные изменения в обществе, наряду с этим с нами оставались те, кто делал негативные вещи на улицах. И это вечная борьба между добром и злом никогда не заканчивается. Нам приходилось и драться, чтобы отстаивать свои позиции и идеи. Мы не были бандами или группировками, которые хотели уничтожить друг друга. Наша задача была помочь своему сообществу, в котором мы живём. Мы не бегали по улицам с пистолетами и не размахивали ими. Максимум, что у нас было из оружия – это маленький нож для самообороны. У нас не было намерений убить кого-то. Сегодня же рэперы используют насилие для пропаганды своего имиджа и чтобы быть популярными в медиа бизнесе. Это не корни культуры Хип-Хопа. Это не Хип-Хоп уже. Это имидж рэперов, но никак не идея создания Хип-Хоп культуры в целом. Основы Хип-Хопа в джемах, тусовках, вечеринках, где люди получают заряд бодрости и позитива», – так описывал суть Хип-Хопа Lava 1&2.