Найти в Дзене
ФИГУРА РЕЧИ

БЕЛЫЙ ЖУРАВЛЬ АКТРИСЫ ТАТЬЯНЫ САМОЙЛОВОЙ

РЕДЧАЙШИЙ СНИМОК С КАННСКОГО ФЕСТИВАЛЯ ЛЕТЕЛ В КОСТЁР...

Фильм "Летят журавли" по итогам проката оказался в неоднозначной ситуации. К зрительскому осуждению образа Вероники, сыгранного актрисой Самойловой, своими попытками оправдать неверность - создатели картины были готовы. Но кинокритики - рукоплескали новаторству операторской работы.

И тем не менее, в рейтинге премьер кинолента завоевала десятое место. Как же тогда картина попала на Каннский фестиваль? А вот так...

Лелуш...
Лелуш...

Во время съёмок картины "Летят журавли", ассистентом оператора Сергея Урусевского был двадцатилетний Клод Лелуш, очень скорая легенда французского кино. Молодой Летуш оказался на "Мосфильме" именно в тот момент, когда снимали сцену с пробегом Бориса по лестнице.

Француза настолько восхитила эта сцена, процесс съёмки, что он, вернувшись во Францию, связался с директором Каннского фестиваля и просто рассказал о своих впечатлениях.

И картину включили в основной конкурс. Она представлялась под названием «Когда прилетают аисты», поскольку дословный перевод на французский носил бранный характер.

И советский фильм совершенно неожиданно получает Золотую пальмовую ветвь, оставив позади работы известных европейских режиссеров.

-2

В Каннах фильм представляли Сергей Урусевский и Татьяна Самойлова.

Сергей Урусевский - страстный кинематографист, выдающийся оператор и режиссер, художник-станковист.

оператор Сергей  Урусевский
оператор Сергей Урусевский

Самойлова произвела на Западе настоящий фурор: среди поклонников актрисы был сам Пабло Пикассо.

На адрес "Мосфильма" ещё долго приходили предложения для Татьяны, и личного характера, и об участии в западных кинолентах. Но в ответ (особым отделом) всегда отправлялось письмо, в нём говорилось о плотном рабочем графике актрисы Самойловой.

Это редкая фотография в Каннах - чудом сохранилась. Выставлялась она с другими работами в Доме дружбы, было это в конце пятидесятых годов прошлого века. Все снимки после международной выставки велено было сжечь. Не могу уже знать причины такого распоряжения. Но мой дед, рискуя вылететь с работы, в лучшем случае... - спрятал данный снимок у себя в кабинете, а потом незаметно вынес из Дома Дружбы, принёс к себе домой.

И вот я его публикую. На снимке Самойлова Татьяна, справа в глубине потерянный Сергей Урусевский (оператор), а вокруг одно сплошное КГБ.

Красивейшая актриса Самойлова Татьяна прожила нелёгкую творческую жизнь с синицей в руке. Она могла бы стать легендой мирового кинематографа, сниматься у великих режиссёров, быть музой самого Пикасо. Не всегда лучше синица в руках. В этом случае надо было ловить и не отпускать журавля, который был в её руках тоже.

подпись под снимком
подпись под снимком
на обратной стороне снимка
на обратной стороне снимка
В то время Таню приглашали снимать­ся многие киностудии мира, в том чис­ле и Голливуд. Еще до нашей "Анны Ка­рениной" американцы предлагали ей эту экранизацию, и Сергей Павлович Урусевский — оператор фильма "Летят журавли", да и вообще величайший оператор своего времени — шепнул ей тогда: "Соглашайся и оставайся". Но советское воспитание Татьяны и ее искренний, а не показной патриотизм были сильнее. Тогда ведь в советской интерпретации остаться на Западе значило "предать Родину". Если бы она тогда сказала "да", то вся ее жизнь пошла бы по другому пути, но она сказала "нет". И как это сегодня ни по­кажется диким и неправдоподобным, но при всей ее мировой звездности и сла­ве у нас даже не было где жить. Жили мы, снимая ком­наты в коммуналках чужих квартир.
(из интервью бывшего супруга Татьяны Самойловой - Соломона Шульмана, писателя, режиссёра, путешественника)

4 мая 2014 года Татьяне Евгеньевне исполнялось 80 лет. В Доме кино готовились отпраздновать ее юбилей, но в эту ночь Татьяна Самойлова умерла.

один из последних портретов актрисы
один из последних портретов актрисы

Было ли в истории мирового кинема­тографа что-либо похожее насудьбу Самойловой? Единственной ак­трисы, принесшей России мировую актерскую сла­ву? Ведь это так!

Можете ли вы представить себе Гре­ту Гарбо, Вивьен Ли или Одри Хепберн стоящих у Дома Кино растерянными и рыдающими, потому что какой-то охранник, не признал в этих бедно одетых женщинах мировых звёзд, И не дал войти в Дом Кино. Именно это было с Татьяной Самойловой.
Этим страна отплатила ей за патриотизм и преданность.

спасибо Ренате Литвиновой за пямять...

***

Понравилась статья? Подписывайтесь на блог "Записки сценариста", чтобы быть в курсе анонсов к интересным фильмам и сериалам.