12 июля российские СМИ сообщили, что судостроительный завод "Звезда" приступил к строительству первого атомного ледокола класса "Лидер" - массивного корабля водоизмещением 70 000 тонн, который больше тяжелого авианосца типа "Адмирал Кузнецов" ВМФ России и имеет одну из крупнейших атомных электростанций в мире. Программа, также известная как проект 10510, была утверждена в апреле, и завод "Звезда" и Росатомфлот подписали контракт на строительство нового ледокола.
Примечательной особенностью корабля класса "Лидер" является его способность эксплуатироваться круглый год, с восьмимесячной выдержкой и минимальными требованиями к техническому обслуживанию. Эта программа вытекает из проекта 22220, первое судно которого в настоящее время проходит заключительные испытания и, как ожидается, вступит в строй до конца 2020 года.
Если более старый класс ледоколов имел силовую установку мощностью 60 МВт и мог прорубать лед толщиной 3 метра, то класс лидеров в два раза мощнее с силовой установкой мощностью 120 МВт и может прорубать лед толщиной 4,3 метра. Ожидается, что первый ледокол класса "Лидер" вступит в строй в 2027 году, а также планируется строительство трех кораблей этого класса. Эта программа потенциально могла бы лучше способствовать созданию проницаемых судоходных маршрутов за пределами Северного побережья России, к чему соседний Китай проявляет особенно сильный интерес в связи с продолжающимися западными угрозами его судоходным маршрутам в Тихом и Индийском океанах.
Компания "Росатомфлот“, которая участвует в проекте ледокола класса” Лидер“, сообщила о возможностях нового корабля: "он станет самым мощным ледокольным судном в истории мирового судостроения... не имеющим аналогов в мире", далее отметив, что "проект" Лидер " станет основой российского ледокольного флота нового поколения.”