Одними из самых известных изображений королевы Виктории (1837-1901) являются те, которые были запечатлены в ее более поздние годы, когда она одевалась только в черное. Последние 40 лет своей жизни Королева оплакивала преждевременную потерю любимого мужа, принца Альберта (1819-1861), поэтому ее гардероб отличался мрачными тонами. Хотя смерть мужа оказала наибольшее влияние на одежду Виктории и помогла создать тот образ, который ассоциируется с ней сегодня, Королева не в первый раз носила траурную одежду.
Принцессе Виктории было меньше года, когда умер ее отец, герцог Кентский, и с тех пор ее молодость омрачалась периодами траура. Она оплакала трех королей еще до того, как ей исполнилось 18 лет: ее деда короля Георга III (1738-1820), который умер через несколько дней после ее отца, ее дядю короля Георга IV (1820-30) и брата дяди, короля Вильгельма IV (1830-37).
Естественно, Виктория была в трауре по покойному королю, когда проводила свой первый Тайный совет в качестве королевы Великобритании. Ее платье по этому случаю следовало модной тенденции того времени - естественная линия талии, низкие и покатые плечи, длинные пышные рукава и плиссированная юбка - но было сделано из черного шелка и имело мало украшений. Интересно, что на картине сэра Дэвида Уилки, посвященной этому событию, Королева изображена в белом цвете, но это только для того, чтобы она выделялась на фоне черных мужских костюмов.
Еще одним примером траурной одежды королевы Виктории является пара туфель из черного атласа со шнурками. Они относятся к периоду траура, последовавшего за смертью ее дяди, принца Августа Фредерика, герцога Сассекского, 21 апреля 1843 года.
До самой смерти принца Альберта королева Виктория не была в авангарде моды, предпочитая простую одежду неярких тонов, украшенную изящными кружевом и вышивкой. Для нее было важнее продвигать британскую текстильную промышленность, чем следить за модными тенденциями, в основном приходившими из Франции. Однако, как вдова Виктория была очень влиятельной, поэтому постоянное ношение ею черного цвета сыграло важную роль в широком распространении траурного этикета и одежды во второй половине XIX века.
Когда принц-супруг умер в 1861 году, королева погрузилась в глубокое, почти изнурительное состояние скорби. Она удалилась от общества и отказалась появляться на публике. Сначала подданные разделяли ее горе, сразу же после объявления о смерти Альберта толпы устремились в ритуальные магазины, чтобы подготовиться к всеобщему трауру. 28 декабря 1861 г. газета "Иллюстрированные лондонские новости" отметила, что "Никогда еще не было такого почтения к памяти великих и хороших людей, как в настоящее время". Также в этой газете была колонка о моде, консультирующая по типам тканей и стилям для различных нарядов. Для костюмов на открытом воздухе рекомендовался черный цвет, а для бальных платьев черный тюль. Черный бархат можно было использовать для обеденных платьев, а карманные носовые платки советовали делать черными или фиолетовыми и без кружева.
Будучи вдовой королева Виктория впервые появилась на публике в 1866 году для государственного открытия парламента. Она носила традиционный цвет королевского траура- насыщенный фиолетовый, белый вдовий чепец и вуаль. По мере того, как Виктория медленно возвращалась к общественной жизни, ее одежда становилась все более и более нарядной, с белыми кружевами, лентами и оборками, контрастирующими с общим черным цветом.
Выбор королевы Виктории носить траурную одежду во второй половине своей жизни, безусловно, был необычным. Но в черном платье и белых вдовьих чепцах она стала образом добродетельной вдовы и как таковая повлияла на траурные традиции своего времени.
Спасибо, что дочитали статью до конца.
Буду очень благодарен, если вы поставите лайк и подпишетесь на канал.