Императрица Анна Ивановна не доверяла своей двоюродной сестре Елизавете – и все годы её правления за цесаревной наблюдали тайные агенты государыни.
В 1731 году Елизавета переехала в Петербург, и генералу Бурхарду Миниху было приказано за ней присматривать. И тут же в Сибирь сослали Алексея Шубина – любовника Елизаветы, с которым цесаревну многое связывало. В отличие от других своих романтических увлечений, разлуку с Алексеем она переносила очень тяжело. Логика Анны была простая: Шубин был гвардейцем, а Елизавету любили в гвардии как дочь Петра.
Шубин провёл в Сибири десять лет и был освобождён только в 1742 году – сразу же после восшествия Елизаветы на престол. Посланный за фаворитом гонец долго не мог отыскать узника, а сам Шубин не хотел объявляться. Дело в том, что во времена правления Анны Ивановны ссыльных нередко возвращали обратно в столицу и пытали – такова история князей Долгоруких, которая закончилась на эшафоте.С трудом Шубина удалось отыскать – и ему вручили указ о помиловании её возлюбленной. Алексей вернулся в столицу, но прошло десять лет – и сердце Елизаветы уже принадлежало другому человеку.
Елизавета откровенно скучала при дворе своей двоюродной сестры. Ещё во времена правления Петра II она блистала на балах и маскарадах, теперь же все увеселения аннинского двора – это карты да забавы с шутами. Поэтому цесаревна не любила появляться в свете и проводила время либо в своём дворце, либо на даче в кругу друзей. Но и там она не могла скрыться от взора императрицы – той было критически важно знать не только распорядок дня кузины, но и её мысли.
В 1735 году был арестован регент придворной капеллы Елизаветы Иван Петров и вместе с найденными бумагами отправили его в Петропавловскую крепость. Сам Петров был не очень нужен Тайной канцелярии, его арест – повод для изъятия бумаг. Больше всего начальника канцелярии генерала Андрея Ушакова интересовали тайные спектакли во дворце Елизаветы. Петрова отпустили, но наказали никому об аресте и вопросах следствия не говорить.
Почему же Петрова так легко отпустили? Регент капеллы не мог знать о приказе Анны Ивановны архиепископу, давнему сподвижнику Петра Феофану Прокоповичу. Она требовала провести экспертизу бумаг и выяснить, нет ли в комедиях, которые ставили при дворе Елизаветы, государственного преступления и оскорбления Ея императорского величества? Прокопович был опытным политиком и ответил государыне, что никакой крамолы в бумагах нет. Но подозрения остались.
Спектакли эти проходили за закрытыми дверями, и посторонних на них не пускали, а слугам было запрещено рассказывать о том, что там происходит. Вокруг Елизаветы собрался круг друзей, которые всецело были на её стороне: в 1730-м году цесаревне исполнился 21 год, её близкой подруге Мавре Шепелевой – 22 года, Михаилу Воронцову, будущему канцлеру – 19 лет, братьям Александру и Петру Шуваловым – около 20 лет. Фаворит Елизаветы Алексей Разумовский был только на год старше самой цесаревны. В этом тесном мирке она пережидала правление своей двоюродной сестры.
Почитайте наш материал про вражду двух кузин: Анны Ивановны и Елизаветы Петровны. Или пройдите наш тест о Елизавете, как хорошо вы знаете её биографию?
Вы можете помочь каналу стать ещё интереснее! Кликните на ссылку доната «Яндекс.Деньги». Ставьте лайки и подписывайтесь на наш канал «горшочек каши»!