Найти тему
Михаил Куимов

Об оскорблениях в сети Интернет

Есть такая любопытная теория разбитых окон. Её суть в том, что если в обществе случилось непорядочное действие (разбитое окно в заброшенном доме, например), и оно останется ненаказанным, то все окна вскоре наверняка будут разбиты. Теория подвергается критике, но на бытовом уровне работает замечательно. Человеческая суть вместе с общим примерно одинаковым воспитанием даёт плоды в виде жизненного кредо «вот ему можно, а я чем хуже? Тоже окно разобью, а то мне скоро не останется».

Разбитые окна
Разбитые окна

Я хочу переложить её на свои немного наивные практические размышления о том, как люди (по крайней мере – в ру-сегменте) общаются в сети, и почему ругаться стало в рамках приличий, а иногда даже единственным вариантом дискуссии.

Ещё в школе, в 2011 году я зарёкся комментировать происходящее в сети после совершенно идиотского случая. Когда ещё почти все в сети были добрые, а тролли только зарождались, мне показалось забавным оставить комментарий под новым фото профиля знакомой моей знакомой, что черты её лица отдалённо напоминают мне тролфейс. Ну, обычный такой.

Через несколько дней во время празднования масленицы в школе случился момент, который расчёртил происходящее на «до» и «после». Людей куча, блинов много, пицца только одна. Секундочку, пицца? Ко мне подошёл парень, который сообщил, что на моё имя заказана пицца, надо бы забрать за школой. Пиццы не было, были только заготовленные тумаки. Выяснилось, что кому-то моё остроумие понравилось настолько, что пора меня наказать. Дело кончилось извинениями и моим этаким обетом молчания в сети. Повтора ситуации не хотелось.

Воссоздал ситуацию с помощью пэинта
Воссоздал ситуацию с помощью пэинта

Ситуация с оскорблениями стала настолько нормальной, что приличный человек, сталкиваясь впервые, даже не поймёт происходящего. Дискуссия о чём угодно обязательно перейдёт в свидания с мамами оппонентов, а иногда пожелания раковых заболеваний. Глубоко осуждаю это хотя бы потому, что истина теряется за красноречием ругательств и внутренним соревнованием без победителей.

На мой взгляд, тут как раз разбились окна, и первые храбрецы поняли, что наказания не следует. Значит, в сети Интернет безнаказанно можно ругаться? Похоже на то. А потом произошло открытие, что люди старой закалки не приемлют такого отношения, и жутко заводятся. Две группы людей, одни пишут гадости, а другие на них безумно злятся. Это первый этап.

Потом произошло открытие, что любому человеку можно написать как в комментарии, так и в личные сообщения ужасные ужасы. Вот звезда, вот политический деятель, а ты ему пишешь: *жуткая гадость с подробностями*. Если он не отреагирует, то ты победитель (для себя и тех, кто увидел), а если он ответил, то он сразу проиграл. Отвечать беспощадным оскорбителям себе дороже: если ответить в приличной плоскости на уровне «будьте же благоразумны», то над тобой посмеются и покрутят у виска. Если перейти в плоскость сквернословов, которые ничем не рискуют, то поражение неминуемо.

Дискуссии на равных непременно теряют смысл за одно мгновение. Вот обсуждаете вы судьбы мира, Гегеля и Канта, но вдруг взгляды разошлись. Представим, что звучит фраза «мсье, нам не прийти к консенсусу, за сим откланяюсь!» Ладно-ладно, шучу, не представим. Такое может быть только на очень тематических форумах очень необычных людей.

Воссоздал дискуссию с помощью пэинта
Воссоздал дискуссию с помощью пэинта

Обычно произойдёт переход на личности. Отмечу, что есть люди, которые желают смерти в муках и всё такое, но безусловно несерьёзно. Есть и те, кто пишут такое всерьёз, но это больные люди. Обидно становится за непривыкших к жару дискуссии, которые спорят, а им в ответ самые страшные слова. И что получается? Это уже даже не норма, а способ общения. Будь то комментарии под новостями «вконтакте» или продолжительные треды в «твиттер».

Не представляю, чтобы совет «начни с себя» действительно работал, ведь в этом случае начавшего просто не услышат. Или он будет молчать в сети, или пытаться довести до грубиянов без того очевидные вещи.

Верю в лучшее.