Найти тему

ШПИОНСКИЙ ТЕЛЕРЕВАНШ ФЕМИНИСТОК

Сериал "Мурка"
Сериал "Мурка"

О том, почему и каким образом эфир ведущих телеканалов страны за последнее время наполнился сериалами о бесчисленных «подвигах» агентов в юбках. Они действовали на экране в разные эпохи, в разных странах, но их объединяло одно – неукротимая жажда мести мужчинам.

Символично, что в эфир эти образцы отечественного «телемыла» попали как раз сразу после Дня международной женской солидарности, придуманного подругами Кларой Цеткин и Розой Люксембург. Доживи они до марта 2017 года, то наверняка обрадовались бы изобилию экранных подвигов, которые совершают в кадре их соратницы-феминистки с оружием (и без оного) в руках. Часто не только без оружия, но и без некоторых привычных деталей женского туалета.

Все началось с экранизации блатной песни про Мурку, которую продюсер, режиссер, сценарист (а теперь еще и актер) Джаник Файзиев превратил в сериал «Мурка» про легендарную агентку ОГПУ Марусю Климову, растянув на целый фильм удовольствие знакомства с ее любовными и боевыми похождениями в Одессе начала 1920-х годов. Понятно, что для осуществления замысла были приглашены достаточно малоизвестные режиссеры – Антон Розенберг и Ярослав Мочалов. Они-то и скроили на скорую руку атмосферу мелодраматически-авантюрного зрелища, в котором сцены гибели людей разворачиваются под ухабисто-задорную оркестровку знаменитого блатного хита про «бабу-командира». Для пущей объективности в «Мурке» присутствуют и иные образы прекрасных дам, но все они так или иначе связаны со стрельбой из пистолета, а не со стрельбой из прекрасных глаз с поволокой.

В запутанном донельзя сюжете (это отличительная всех нынешних ретро-детективов) очень сложно ориентироваться не только зрителям, но и представителям криминала славного города Одессы (который снимали в павильонах «Мосфильма»), так и не раскусившим коварную сущность той самой Маруси-«Мурки». Можно только восхищаться актрисой Марией Луговой, которая, видимо, прошла перед съемками курс молодого бойца спецназа, ибо ее боевые подвиги сняты так, будто перед нами ретроверсия этакой «советской Никиты». Хотя на самом деле, она – хрупкая и честная девушка, способная за 12 серий и несколько дней (по сценарию) полюбить сразу двух мужчин. Одним из которых и оказывается….искомым главой преступного мира по кличке «Бриллиант». Далее я умолкаю, чтобы не оскорбить своей иронией и догадками искреннее (по версии творцов сериала) чувство сотрудницы органов к бандиту.

Навыки Мурки вполне могли бы помочь бедняжке Маргарет Зееле, более известной как Мата Хари, и под этим сценическим псевдонимом ставшей героиней одноименного сериала, показанного в нынешнем марте на Первом канале. Сия копродукция и вовсе заставила задуматься о том, зачем и для кого снимают подобные фильмы. Здесь сразу три режиссера разных стран и разного возраста – Денни Берри, Джулиус Берг и Ольга Ряшина, оказавшаяся по совместительству еще и дочерью папы-продюсера.

Однако явно над ними довлело желание не только удивить зрителей стриптиз-танцами главной героини (для этого вовсе не обязательно снимать высокобюджетный фильм), но и в какой-то степени оправдать героиню-шпионку в глазах публики. Все-таки предщественницы нынешней телекуртизанки, сыгранной Ваины Джоканте, в лице Асты Нильсен, Греты Гарбо, Жанны Моро и Сильвии Кристель никак не пытались выдавать белое за черное в непонятной истории о том, как дама полусвета вдруг в одночасье стала знаменитой в парижских салонах, а затем оказалась и немецкой шпионкой и чуть ли не предрешила своими действиями исход некоторых ключевых событий Первой мировой войны.

Автор этих строк, еще до появления роман Паоло Куэльо «Мата Хари», занимался поисками информации о столь легендарной даме, но прямых доказательств против и за нее в шпионском деле так и не обнаружил. Потому и склонен думать, что перед нами – всего лишь грандиозный историко-эротический фейк, который выгодно экранизировать имея в кармане консолидированный бюджет из России, Украины и Португалии. Что и было сделано в новом сериале.

Точно также как телефейком является премьерный сериал НТВ «Охота на дьявола» (режиссер - Давид Ткебучава), в котором главную роль сыграл – не поверите! – Сергей Безруков. Правда, он играет не разведчика, а благородного русского режиссера, снимающего кино в Финляндии перед Второй мировой войной. Но кино – это прикрытие для поисков таинственного камня и результатов опытов его соотечественника, открывшего некие таинственные лучи (что-то вроде истории про гиперболоид инженера Гарина), несущие огромную разрушительную силу. Дальнейшие перипетии сюжета, в котором агенты одной разведки буквально расталкивая локтями своих конкурентов все подбираются и подбираются к заветному камню и бумагам, пересказывать трудно, так как можно запутаться: где, когда и с кем происходит очередной эпизод сериала.

Фейковость показанного настолько очевидна, что авторы сериала даже решили откровенно соврать и про одного из руководителей НКВД Глеба Бокия, «оставив его в живых» (на самом деле, его расстреляли в 1937 году), и введя в своей детективный сюжет легендарного фашистского разведчика Отто Скорцени, который никакого отношения к рассказанным в сериале событиям не имел. Но все эти домыслы искупает очередное появление Марии Луговой в роли некой Анны, сотрудницы наших органов, которая сначала мстит врагам, а затем – вы догадались – влюбляется в героя Безрукова.

Иногда, наблюдая ее размашистые подвиги в борьбе с мужчинами, ловил себя на мысли: «Вот какая нынче наша Мурка опытная, что иностранных мужиков-разведчиков кладет одной левой!». Потом вспоминал, что речь идет совсем о другой героине. И успокаивался. Все-таки прав был один персонаж из советской кинокомедии: «Женщине надо дать то, что она хочет. Иначе она все возьмет сама». Вот и получается, что телеэкран в марте нам продемонстрировал 3 раза по 12 серий полный триумф в борьбе женщин за то, чтобы мужчины с ними считались. Иначе…Даже подумать страшно, что ожидает нас в следующем фильме о дамах-эмансипе!

Сергей Ильченко

Профессор, доктор филологических наук, кандидат искусствоведения

https://jf.spbu.ru