Найти тему

БРИТАНСКИЙ АКЦЕНТ РОССИЙСКОГО ТВ

BBC «The Escape Artist»
BBC «The Escape Artist»

В череде бессмысленных повторов различных шоу-программ, концертов, беспрерывных показов лучших лент отечественного кино в первом месяце нового года вдруг отчетливо обнаружился «английский след». Мы снова посмотрели с большой охотой все выпуски сериала BBC про великого Шерлока и его друга Ватсона (они же – Бенедикт Камбербетч и Морган Фриман). Параллельно нам явились наши «звезды» в лице Владимира Владимировича и Ивана Андреевича, снявшие травел-очерк «Англия в общем и в частности». И все это выглядело традиционно и немного консервативно как само Соединенное Королевство. Но вдруг среди ночи на самом первом федеральном телеканале случилось эффектное открытие увлекательного телезрелища….

Совершенно случайно автор этих строк в ночи в буквальном смысле наткнулся на премьерный показ сериала BBC «The Escape Artist», который доморощенные мастера иностранных языков почему-то перевели как «Мастер побега». Хотя более правильным была бы русская идиома «Сухим из воды». Задержала меня у телеэкрана вовсе не минимальная реклама этого сериала, а его сюжет и его герои. Ведь главный героем фильма является английский адвокат Уилл Бертон. Поклонникам зарубежных сериалов не надо называть имя актера, его сыгравшего. Дэвид Теннант хорошо им знаком по сериалу «Доктор Кто». Но для меня его шикарная игра в «Мастере побега» стала открытием и подарила немало ярких впечатлений и ощущений.

Оттенок сенсационности при встрече с этим сериалом заключается еще и в том, что в нем представлен своеобразный портрет британский системы правосудия, которая очень сильно отличается от американской, столь хорошо знакомой по многочисленным фильмам, вплоть до «Адвоката дьявола». Интрига в английском мини-сериале закручена так лихо, что от нее невозможно оторваться даже посреди ночи, когда очень хочется спать. Представьте себе успешного адвоката по уголовным делам, который не проиграл ни одного дела. Даже того, где вина его подзащитного очевидна. С этого и начинается фильм. Бертон вытаскивает со скамьи подсудимых некоего Лайама Фойла (Тоби Кеббелл), садиста и убийцу. Его вина не доказана за недостаточностью улик. И Фойл «отблагодарил» адвоката, чувствуя свою безнаказанность самым жестоким образом – убийством его жены.

Здесь на сцену выходит вечная соперница Уилла Бертона, адвокат номер 2 в списке успешных юристов, некая Маргарет Гарднер (Софи Оконедо), которая берется защищать Фойла. Сам же Бертон по закону не имеет права влиять на расследование и ход процесса. В результате Гарднер выигрывает дело. И Фойла снова оправдывают. В пересказе фабула сериала выглядит несколько упрощенно, ибо в экранной реальности все выглядит более сложно и тонко. А сама атмосфера до предела насыщенна тем психологическим напряжением, когда каждый новый поворот сюжета становится неожиданным и удивляющим. В привычном формате криминального расследования нам явлено драматическое столкновение профессиональных амбиций и человеческих чувств. И наблюдать за этим невероятно увлекательно! При этом британские актеры проявили лучшие традиции национальной школы исполнения, когда жест, интонация, взгляд наполнены смыслом и чувством, и ощущение недосказанности дает волю фантазии.

Развязку сериала излагать не имеет смысла, чтобы не портить будущим зрителям удовольствия. Но я давно не видел такого элементарного сюжетного хода, который вызывал бы в финале фильма буквально бурю эмоций – от восторга до криков «браво!». Остается только сожалеть, что сериал показали так поздно, и он длился только три серии. А рядом, в самый прайм-тайм на экране снова были наши доморощенные «стрелялки» и «бегалки» под обшим названием «детективный сериал». На их убожество даже не хочется тратить дефицитные газетные строчки. Все познается в сравнении. Будь моя воля, то я бы собрал всех сценаристов, продюсеров режиссеров этого сериально-детективного «мыла» в одну учебную группу и отправил бы в Англию учится тому, как делают настоящие телесериалы с мыслью и чувством. Глядишь, и в следующие новогодние каникулы не пришлось бы в ночи выискивать такие жемчужины экрана как «Мастер побега».

Сергей Ильченко

Профессор, доктор филологических наук, кандидат искусствоведения

https://jf.spbu.ru