Найти в Дзене
Химик-игроман

Подготовка поверхности под покрытия

На любой краске, лаке и даже клее указано: перед применением поверхность обезжирить и очистить от пыли. Это необходимо сделать для того, что краска, лак или клей не "отваливались" от основы. В самом деле, если мы попробуем покрасить поверхность, обильно смоченную растительным маслом или с огромным количеством пыли, то вместо ровного покрытия мы получим ошметки краски то тут, то там. Помимо пыли и жира качественному покрытию мешают ещё ржавчина и окалина. Если попытаться окрасить по ржавчине, будет тот же эффект, что и с пылью. Это происходит потому, что ржавчина и пыль не прочно сцеплены с основой и легко отваливаются при механическом воздействии. Кстати говоря, прочность сцепления покрытия с основой называется адгезия и может замеряться различными способами. Несмотря на то, что гальванические покрытия совсем по-другому сцепляются с основной, чем краски и лаки, для них тоже необходимо поверхность должным образом подготавливать. В случае с гальваническими покрытиями ситуация даже может

На любой краске, лаке и даже клее указано: перед применением поверхность обезжирить и очистить от пыли. Это необходимо сделать для того, что краска, лак или клей не "отваливались" от основы. В самом деле, если мы попробуем покрасить поверхность, обильно смоченную растительным маслом или с огромным количеством пыли, то вместо ровного покрытия мы получим ошметки краски то тут, то там.

Помимо пыли и жира качественному покрытию мешают ещё ржавчина и окалина. Если попытаться окрасить по ржавчине, будет тот же эффект, что и с пылью. Это происходит потому, что ржавчина и пыль не прочно сцеплены с основой и легко отваливаются при механическом воздействии. Кстати говоря, прочность сцепления покрытия с основой называется адгезия и может замеряться различными способами.

Несмотря на то, что гальванические покрытия совсем по-другому сцепляются с основной, чем краски и лаки, для них тоже необходимо поверхность должным образом подготавливать. В случае с гальваническими покрытиями ситуация даже может быть серьезнее, ведь в местах наличия коррозии и грязи покрытия в принципе не будет формироваться, так как процесс идет посредством прямого взаимодействия металла основы с раствором покрытия.

В бытовых условиях набор средств для очистки достаточно ограничен. Если нужно обезжирить, то это моющие средства типа мыла, если нужно обеспылить, то протереть влажной тряпкой, если нужно снять коррозию, то зачистить или приобрести специальный преобразователь ржавчины. Хорошим преобразователем ржавчины является ортофосфорная кислота, о которой я писал здесь.

Но в условиях производства всё может быть намного интереснее. В условиях производства нет возможности мыть руками с помощью мыла большие детали. Это не эффективно, а иногда бывает и опасно. Поэтому в производстве используют ванны под размеры детали. Так называемые ванны обезжиривания. Такие ванны могут быть для обезжиривания методом погружения, где деталь просто окунается в раствор обезжиривателя на некоторое время. Можно использовать щелочные обезжириватели, но тогда лучше температуру поднять, или органические типа бензина и ацетона. Эти вещества хорошо обезжиривают, но пожароопасны.

Кроме окунания обезжиривать можно струйным методом. На детали под большим давлением бьют струи обезжиривающего раствора. Метод хорош для плоских деталей, но очищать сложной конфигурации им довольно сложно.

Для удаления от ржавчины на производствах используют ванны травления. Ванны травления обычно работают только на погружение в них деталей. Раствор ванны представляет собой кислоты, обычно соляную или серную, которые отлично снимают оксид железа. Деталь выходит без коррозии. Однако эти кислоты будут работать хорошо только с уже обезжиренными деталями, так как сами они не способны снять масло. Химия конечно похожа на магию, но всё-таки не магия.

Для производств, которые не хотят заморачиваться с ванными, есть решение пескоструйной очистки. Суть в том, что песок с большой скоростью бьет в детали и деталь очищается от масла, грязи и ржавчины. Потом надо сдуть с деталей остатки песка, но в целом метод хороший.

Качество подготовки поверхности можно определить визуально. Отсутствие коррозии видно и так, а чтобы убедиться, что деталь без масла, можно окунуть её в воду. Если после вынимания из воды, вода стекает по детали равномерно и не собирается в капли, то деталь обезжирена хорошо. В противном случае, лучше повторить.

Кстати хорошо обезжиренная деталь через несколько минут на воздухе начнет ржаветь, но это справедливо только для деталей из обычных сталей.

На этом всё, спасибо большое за уделенное время!

Напишите в комментариях, что понравилось или не понравилось в статье.

Всех благ!

Ровная травленная пластина перед покрытием
Ровная травленная пластина перед покрытием