Боевые действия бойцов штрафных рот и батальонов, и заградительных отрядов на фронтах Великой Отечественной войны одна из самых болезненных тем в истории той войны. Подобные воинские подразделения, в том или ином виде существовали во многих армиях мира еще с античных времен. Так, что Советский Союз не был тут новатором. Более того, военная юстиция сталинской эпохи была более либеральной, чем в вермахте III-го Рейха или в обожаемой западниками Франции.
Во французской армии военнослужащих, совершивших преступления просто расстреливали перед строем, не давая даже последнего шанса, провинившимся на жизнь и прощение. В вермахте отряды штрафников стали формироваться из провинившихся военнослужащих на Восточном фронте еще в декабре 1941 года. Назывались они «батальонами 999», в которых сражались разжалованные солдаты и офицеры вместе. Но туда немецкие солдаты попадали за незначительные проступки (сон на посту, потеря оружия, конфликт с сослуживцами) и у них был шанс вернуться обратно в свою часть. Но только у гитлеровцев была сформировано целое штрафное подразделение: бригада «Дирлевангер», в начале 1945-года развернутая в целую 36-ю дивизию войск СС. Туда зачислялись навсегда – до смерти в бою. Самые отпетые уголовники: убийцы, насильники, грабители, выпущенные из тюрем и концлагерей, одевали форму этой дивизии. Но их использовали большей частью как карателей – уничтожавших мирное население и партизан.
В СССР ни одного штрафника не было в конвойных частях войск НКВД, проводивших выселение крымских татар или чеченцев. И уж тем более в штрафных ротах и батальонах РККА не могло быть ни одного бывшего солдата вермахта или гражданина III-го Рейха. А в бригаде СС из штрафников «Дирливангер» маршировали аж три русские роты, солдатами которых были более 300 граждан Советского Союза. А как было у нас? Запрет на обсуждение этой темы в СССР, позже породил множество спекуляций на эту тему публицистами. Не желающими опираться на данные военных архивов и архивов НКВД.
МЫ – ШТРАФНИКИ, МЫ НЕ КРИЧИМ «УРА!»
Согласно архивам МО с сентября 1942-го по май 1945-го через штрафные роты, и батальоны прошло 427 тысяч 910 осужденных военными трибуналами военнослужащих. В то же время за четыре года войны в красную армию было призвано более 12 млн. человек. Погибли 8 млн. 668 тыс. человек (без учета ополченцев и партизан). Из сотен тысяч штрафников погибли далеко не все. К июню 1944 года в общих списках безвозвратных потерь в РККА числилось 6 млн. 503 тысячи 204 бойцов и командиров. Из них на поле боя пали штрафников 170 298.
КАКИЕ ЛЮДИ БЫЛИ ШТРАФНИКАМИ?
Массовое заблуждение: в штрафные роты отправляли воевать уголовников прямо из лагерей ГУЛАГА… Действительно, из числа осужденных за уголовные преступления на фронт призвали более 900 тысяч заключенных. Но! Рецидивистов, осужденных за тяжкие и особо тяжкие преступления, «политических» в армию не отправляли. Только тех, кто был осужден за бытовые преступления, мелкие кражи, хулиганство, за опоздание на работу. Зачисляли в обычную пехоту. Вот если, уже, будучи бойцами РККА, они провинились, то да – тогда их ждала штрафная рота. В штрафбаты отправляли комсостав от младшего лейтенанта до полковника. Что среди них не было ворюг-интендантов, поднявших руку на подчиненного или начальника, пьяниц, насильников? Пример: ротный и комбат в пьяном угаре, подрались за красивую санитарку… Трибунал обоих сослал в штрафбат. Начальник столовой в военном училище систематически крал продукты – разжалован и отправлен на фронт в штрафбат. Примеров можно приводить много. Но, безжалостная «сталинская Фемида»: в штрафные подразделения отправляли не до тех пор, пока не убьют или ранят. А на срок от 1 до 3 месяцев. Такие подразделения в обороне на переднем крае не несли службу. А находились в ближнем тылу. Бывало, что и не приходилось ходить в атаку, но срок искупления засчитывался. И самое главное: согласно п. 19 «Положения о штрафных батальонах действующей армии», утвержденному Приказом Наркомата обороны № 298 от 28.09.1942 года - «семьям погибших штрафников назначается пенсия на общем основании со всеми семьями командиров исходя из оклада на последней должности до направления в штрафной батальон.» И еще. Каждый месяц службы в штрафном батальоне засчитывается при назначении пенсии за шесть месяцев. Этот гуманизм был предусмотрен для тех, кто получил тяжелое ранение и инвалидность, воюя штрафником. Причем все льготы касались как осужденных трибуналом офицеров, так и рядовых.
Такую мягкость по отношению к виновным в военной форме даже теоретически не допускали не только для штрафников в вермахте. Там действительно, воевали до тех пор, пока осужденного не убьют или тяжело ранят. Но и в армиях «оплота демократии»: в вооруженных силах Великобритании и США. Во Франции, как уже отмечалось, никаких штрафников не собирали – расстреливали без заседаний трибунала. И семьям их никаких пенсий не начисляли.
Александр Смирнов специально для проекта Аллея Российской Славы.
Пишите комментарии, ставьте лайки, и подписывайтесь на наш канал.