Советский детектив - целое отдельное направление в литературе, которое не спутаешь ни с чем. Широкий круг разноплановых персонажей: от простоватого, но обаятельного участкового Аниськина до интеллектуального, но попсового Льва Гурова. Глубокий драматический подтекст (например, как в "Место встречи изменить нельзя"). Некоторые романы удачно экранизированы.
Но вот что интересно. Как правило, в западных детективных романах все расследователи действуют на фоне глупых полицейских. Максимум, детективу придается персонаж, который помогает ему в официальной части (Джепп, Лестрейд, и так далее). Но главные задачи следствия главный герой обязательно решает сам.
В советском детективе ситуация диаметрально противоположная. Побеждают бандитов, и раскрывают преступления исключительно официальные представители силовых ведомств. Обычно это милиционеры (следователи, участковые), или офицеры спецслужб (КГБ, СМЕРШ).
Если у буржуев частному детективу придается официальный полисмен, то в Союзе официальным полисменам придается частник. Например, неожиданный свидетель, мудрый дедушка (или бабушка), прохожий, который помогает обезвредить диверсанта, или случайно указывает на важную улику.
Но почему ? Да очевидно же, в СССР не было частных детективов, и потому действующим лицом детективного романа такой персонаж быть никак не мог.
Но не только поэтому. В то время у очень многих произведений - книг, фильмов был сильный идеологический подтекст. Идеи, которые они заключали (идея, посылка, сверхзадача - главная мысль произведения) подбирались не просто так. И в детективах ненавязчиво транслировались некоторые, важные для советского гражданина, постулаты.
В частности, преступлениями должна заниматься милиция. Даже приговорка такая была: "позвонить, куда следует". То есть частные расследования вообще отрицались. Как, собственно, и журналистские. Сунуть свой нос в какое-нибудь странное дело иногда могло означать лишиться работы.
Далее, граждане должны непременно милиции помогать. В любом детективе главному герою помогают неравнодушные люди - продавщица, пенсионер, водитель, дворник.
Наконец, работать в милиции - это очень здорово и интересно. Ловишь преступников, освобождаешь заложников, восстанавливаешь справедливость. И все тебя любят. Действительно, немало молодых людей стали работать в милиции после просмотра детективов.
Такая "милицейская романтика" есть в любом таком произведении. Такая задача. Но во времена Союза рутина оперативной работы обычно не изображалась. О ней начали рассказывать писатели вроде Кивинова уже позже, в девяностые (а также и о "барабанах", взятках, взаимодействии с криминальными структурами). А ведь всё это было и в Российской Империи, и в Союзе, и после.
Кстати, уникальность Кивинова как раз в том, что он сумел передать рутинную работу, как удивительную атмосферу. Казалось бы, что удивительного и романтического в каком-то бомже, сидящем в отделе ? Но Кивинов и в таких нашёл интересное для читателя.
А своего Шерлока Холмса у нас не могло быть по определению. Дело в том, что лондонская служба охраны порядка изначально состояла из частных агентов, "охотников за ворами", которые не получали зарплату от государства. Они зарабатывали за счет правонарушителей, что привело к невероятных масштабов коррупции. Среди них не было профессионалов-расследователей, и не существовало никакого института для их обучения.
Более того, не существовало централизованного управления, и вообще полиции, в привычном понимании вплоть до 1829 года, когда была создана Столичная полиция (Metropolitan Police). Название этой службы некоторые знатоки английского переводят как "полиция метрополитена". Именно в это время появляется тот самый "Скотланд Ярд", так часто упоминаемый в детективных романах.
В общем, когда Конан Дойл стал сочинять свои романы, история лондонской полиции насчитывала едва ли лет пятьдесят. Поэтому "глупость Скотланд-Ярда" объясняется очень просто: во времена Холмса там было немного действительно хороших оперативников, а технологии расследования преступлений было весьма далеки от современных.
Ну и напоследок любопытный факт. Частные детективы в СССР все же существовали. Несмотря на то, что закон о регулировании такой деятельности вышел лишь в 1992 году, частные охранные и детективные агентства работали еще в 1988-ом. Детективами были всё те же бывшие милиционеры и кгбшники.