Однажды мы писали контрольную по физике, а в конце занятия преподаватель сказала обменяться листочками, проверить и поставить оценку соседу. Как мы отреагировали? Удивились, испугались. Самое страшное было то, что это физика, своё бы сделать.
Проверили кое-как, оценили. А за нами и не перепроверили, просто выставили в журнал. И вот тут в наших головах полетела череда мыслей: как теперь заживём и все будем отличниками.
Но на следующий раз наглеть не стали, сработал инстинкт самосохранения. А учитель спросила, в чём ошибка и какой ответ верный. Выборочно. Но стало страшно. А потом мы друг другу сдавали так стихи, иногда халтурили, но чаще учили.
В чём был смысл? Что нам это дало? Мы не понимали.
А ведь на самом деле огромная гамма чувств, эмоций и мыслей.
Давайте разберём, что дала нам эта форма обучения?
1. Твою работу читает и смотрит не только учитель, но и сосед. И если перед учителем уже не "стыдно", он привык, то теперь одноклассник может найти у тебя ошибки. И уже не скажешь, что МарьВанна придирается, а ты весь такой замечательный и в белом.
2. Чтобы оценивать, нужно знать материал и понимать критерии оценки. Это уже ни одна задача, а несколько.
3. Дилемма – как оценить друга? А вдруг он обидится? А вдруг учитель перепроверит? Научились отделять личное от рабочего.
4. Нужно воспринимать критику от товарищей, а не от старших, которые всегда что-то находят и вечно не довольны. Вот только что мы "дружили" против взрослых, а тут, получается, что друг уже и не друг?
5. И самое трудное – сказать в глаза: Маша, ты всё не так решила, неаккуратно оформила, могу тебе поставить только 3.
Как помочь детям избежать этих внешних и внутренних "конфликтов"? В самом начале приходится действовать очень жестко. В идеале, чтобы несколько групп оценивали друг друга и распределяли места, а не оценки.
1. Если друг ответил на 2, а ты поставил пять, то вам обоим два. Или другу пять, а тебе два. Зависит от группы, какой метод окажется действенным. Иногда соглашаются на двойку себе, лишь бы не оценить товарища. Объясняю, что их оценка – это помощь, которую они отказываются оказать, а замечания – совет по улучшению. Меняю правила. Рано или поздно нахожу метод воздействия.
2. Если оценивают три команды друг друга, то баллы можно поставить только 1, 2, 3, т.е. 1, 2 и 3 место. Уравнять не получится. Приходится искать плюсы и минусы. И, кстати, в этот момент можно "дружить" против преподавателя, это он плохой, а не мы.
3. Не нашёл недостатков – значит, плохо искал. Значит, недополучил баллов сам.
Конечно, эти двойки и пятёрки условные, всегда предупреждаю детей. Никогда не повлияют на итоговую оценку. Они призваны воздействовать на самолюбие. В конце концов цель – научиться думать и работать. А научатся все. Оцениваю их прогресс в работе.
Практика показала, что на четвёртое-пятое занятие дети начинают практически идеально выполнять задачи (доклады, презентации, тесты, схемы), даже придраться не к чему, легко находят недостатки (которые называем рекомендации по улучшению) и совершенно безличностно оценивают.
В результате, делая уже свою работу, смотрят на неё глазами своих оппонентов, со стороны, предполагают, как и за что их будут оценивать. Главное – изначально поставить жесткие рамки, которые оградят их от личного восприятия, сделают более объективными.
🧡 Спасибо, что дочитали. Ставьте лайки, задавайте вопросы в комментариях.
#учеба #самопознание #психология #общество #образование #рук #колледж #трудоустройство #полезные советы