Найти тему
нина афонина

Современное воспитание: проблемы и перспективы развития современных методик

На сегодняшний день, координальным образом изменились подходы к воспитанию подрастающего поколения. считается, что ребенок выступает субъектом воспитательного процесса, а соответственно, сам вправе решать какими методами и средствами его будут воспитывать и как будет проходить этот процесс. Конечно, это звучит смешно. Вы скажете: "Откуда ребенку знать о том, что такое воспитание и как он сможет выбрать его содержание и организовать этот процесс?". Да, все верно. Ребенок самостоятельно не интересуется методами своего воспитания. Но современные, которые наслушались речей выдающихся психологов начинают реализацию современных воспитательных концепций, ориентированных на развивающее воспитание.

Современных детей воспитывают гораздо мягче, чем воспитывали нас.
Строгое воспитание осталось в прошлом.

Методы становятся всё более либеральными, родители пытаются стать для ребенка больше другом, чем наставником, а о наказании за проступок говорят как о психической травме для ребенка.
Но способны ли такие методы подготовить ребенка к реальной жизни?

Шведский психиатр, автор книг Дэвид Эберхард считает, что либеральное воспитание вредит и детям, и родителям.
Известный психиатр считает, что нынешнему поколению не хватает строгости и жесткости воспитания. Родители становятся заложниками общества, в котором ребенок возносится на пьедестал. Из этого получается целое поколение избалованных, инфантильных детей, у которых нет ни капли уважения к взрослым. Они не готовы жить в реальном мире, не готовы мириться с его законами, ведь в реальной жизни всё не так, как было в детстве.
Сам же Эберхард сейчас воспитывает восьмерых детей, так что его заключения сделаны явно не на пустом месте. В прошлом году на русском вышел его нашумевший бестселлер «Дети у власти». Хорошо бы прочесть его каждому родителю, особенно приверженцу современных взглядов на воспитание.

Вот к чему приводит либеральное воспитание, когда родители не наказывают детей, разрешают им всё, на что те укажут пальцем. Родители перестали вести себя как ответственные взрослые. Они стараются быть друзьями для своих детей, отчаянно пытаются быть идеальными, не отваживаясь перечить или устанавливать границы. Но у кого в таком случае ребенок должен учиться?
Вот к чему приводит либеральное воспитание, когда родители не наказывают детей, разрешают им всё, на что те укажут пальцем. Родители перестали вести себя как ответственные взрослые. Они стараются быть друзьями для своих детей, отчаянно пытаются быть идеальными, не отваживаясь перечить или устанавливать границы. Но у кого в таком случае ребенок должен учиться?

И пусть в нашей стране таких семей пока не так много, но их станет больше, ведь европейские течения понемногу переходят и к нам. Тем не менее, уже сейчас многие узнают себя в этом портрете.
Родители неохотно выносят проблемы с воспитанием из семьи, им постоянно кажется, что для своего ребенка они делают недостаточно. Они приходят уставшие с работы и готовят на ужин то, что хочет ребенок, только чтобы не вступать с ним в дискуссию. Позволят ребенку подольше посидеть возле телевизора по той же причине.

Дэвид Эберхард говорит по этому поводу: «Я не говорю, что это неправильно. Я говорю лишь, что жизнь родителей не должна вращаться лишь вокруг ребенка. Нет никаких научных доказательств тому, что это как-то положительно влияет на будущее детей, что они становятся более успешными или беззаботными во взрослой жизни».
Психиатр считает, что семья вовсе не должна быть демократичной. Отношения между взрослыми и детьми — это отношения мастера и ученика. Тут не может быть демократии, тут один учит, а другой слушает. Родители старше, у них больше опыта и знаний, поэтому именно они и устанавливают правила.

-3

Дети не фарфоровые куклы, и не нужно к ним так относиться. Их нужно готовить к реальной жизни, где всё обстоит несколько иначе. Критика, замечания, наказания — всё это нужно детям.
Эберхард говорит: «Родители на Западе боятся сейчас всего, полагая, что даже малейшая критика может травмировать ребенка. Они больше не считают нужным сказать дочери в пубертатном периоде: “Не ешь так много шоколада, иначе растолстеешь”, — потому что боятся, что девочка тут же ударится в другую крайность вплоть до анорексии. При этом мы вполне можем что-то требовать от детей, они выдержат это».
Нет ничего плохого в желании защитить ребенка, оградить его от опасностей и разочарований. Вот только есть огромный риск с этим переборщить. Сверхопека пагубно сказывается на детях.
Психиатр говорит: «Если мы хотим получить компетентного ребенка, то ему нужно позволить ходить в школу одному. В возрасте шести лет ребенок уже способен на это, даже в городе с большим движением транспорта. Родители не допускают этого, но в то же время предлагают ребенку принимать решения или обсуждать каждый вопрос наравне со взрослыми».
Дети не фарфоровые куклы, и не нужно к ним так относиться. Их нужно готовить к реальной жизни, где всё обстоит несколько иначе. Критика, замечания, наказания — всё это нужно детям. Эберхард говорит: «Родители на Западе боятся сейчас всего, полагая, что даже малейшая критика может травмировать ребенка. Они больше не считают нужным сказать дочери в пубертатном периоде: “Не ешь так много шоколада, иначе растолстеешь”, — потому что боятся, что девочка тут же ударится в другую крайность вплоть до анорексии. При этом мы вполне можем что-то требовать от детей, они выдержат это». Нет ничего плохого в желании защитить ребенка, оградить его от опасностей и разочарований. Вот только есть огромный риск с этим переборщить. Сверхопека пагубно сказывается на детях. Психиатр говорит: «Если мы хотим получить компетентного ребенка, то ему нужно позволить ходить в школу одному. В возрасте шести лет ребенок уже способен на это, даже в городе с большим движением транспорта. Родители не допускают этого, но в то же время предлагают ребенку принимать решения или обсуждать каждый вопрос наравне со взрослыми».

Родители совершенно не готовят детей к взрослой жизни, дурача их тем, что с ними никогда не случится ничего плохого, что всё и всегда будет хорошо, а они пуп земли. Из таких детей вырастают дерзкие паршивцы, которые не дают реальную оценку своим способностям, ведь родители никогда не говорили им, что они делает что-то плохо. Конечно же, ты сам решаешь, как правильно воспитывать детей. Вот только фокусировка на ребенке — не самый лучший метод воспитания в мире.
Не нужно переходить из одной крайности в другую и тут же начать дрючить ребенка, наказывать по мелочам, нет, нужно просто найти золотую середину. К каждому ребенку нужно найти индивидуальный подход, свою методику воспитания, которая поможет вырастить достойного и хорошего человека.

P.S. На собственном опыте могу сказать, что использование методов "вседозволенности" и "спокойного разговора", которые очень популярны в современной литературе по педагогике и психологии не дает положительных результатов. Как пишут авторы: ...мы заводим детей, чтобы растить их в любви и радости..."они не достойны наказания...". Наказание является исключительной мерой. И, как говорится, наказание наказанию рознь.

-5

Совсем не значит, что вы не любите вашего ребенка, если используете в его направлении методы наказания. Бывает, что дети, попросту не понимает по-другому. Важно, "не переборщить" с наказанием, не использовать насилие. Главное, не ругайте себя, и не вбивайте в свою голову мысль о том, что "я не люблю своего ребенка..." , "он не достоин таких методов воспитания". Все индивидуально и оправдано в конкретной ситуации.