Сегодня хочется освятить очень знаковую для меня трилогию под названием "Как приручить дракона" или КПД - забавное сокращение, совпадающее с "коэффициент полезного действия".
"Как приручить дракона"
Удивительно, но изначально, до просмотра данного кино, а точнее первая часть, вышедшая в 2010 году, вызвала у меня некое отторжение. Во-первых, меня смущала график, сеттинг, которые я ухватил по единичным кадрам. Во-вторых, вырос я в такой парадигме, что лучше советских мультиков ничего нет. И когда я таки дошёл до данного мультфильма, то меня ждал культурный шок, в хорошем смысле. После "Как приручить дракона" я стал внимательно присматриваться к Западной мультипликации и строчить первые отзывы-рецензии на Кинопоиске.
По душе прежде всего пришёлся сюжет. С одной стороны, он не был совсем уж диснеевским: "про принцесс и всё в таком роде", история оказалась по-серьёзнее и местами драматичнее. С другой стороны, история полна хорошего юмора, есть ненавязчивая любовная линия. Главный фактор, благодаря которому история на экране так хорошо, это лежащий в основе сюжета конфликт "отцов и детей". Даже конфликт между людьми и драконами, который сначала выглядит, как более значимый, в к концу мультфильма вливается в конфликт "отцов и детей" - или мы живём по-новому с драконами, как предлагают дети, или вырезаем драконов и погибаем сами, как предлагают отцы.
Другое достоинство - это обаяние дракона Беззубика. Художникам удалось чудесным образом совместить кошачью грацию, характер, повадки с коммуникабельностью и верностью собаки. Увы, на внешние образы других драконов у авторов сил у же не хватило - выглядит они не естественно.
Ещё один приятный плюс - это Астрид. И внешне приятная, и характер что надо для подружки такого недовикинга как Иккинг. Её внешний образ постоянно меняется, совершенствуется из одного фильма в другой. Вообще, о развитии взаимоотношений между Астрид и Иккингом мы поговорим чуть ниже.
Ну и конечно, больше всего впечатляет концовка тем, что главный герой в ходе борьбы за свои цели и ценности получает весьма серьезное увечье - лишается ноги. Зритель-ребёнок, возможно, впервые увидит, что на самом деле для достижения своей цели приходится чем-то жертвовать. Обычно в мультфильмах или детских фильмах герои в подобных ситуациях немедленно излечиваются волшебством или что-то в этом роде. А тут дело ограничивается протезом и это правильно.
"Как приручить дракона 2"
Наступил год 2014 и вышел второй фильм. Честно говоря, он кажется мне самым слабым.
Во-первых, потому что отвалился главный конфликт "отцов и детей". Он, конечно, есть, но накал его гораздо слабее, а после кончины Стоика - отца Иккингда, так вообще затухает, ведь мама Иккингда -Валка на его стороне. Во-вторых, антагонист фильма Драго - плохой злодей. Плохой именно как архетип злодея, а не поступками. Наблюдая за его действиями, мотивами хочется сказать - не верю. Такое же впечатление оставляет и борьба протагонистов с Драго - вопросы с таким персонажем решаются вполне по-викингски: ударом топора промеж ушей. Но, как я могу судить, сценаристы следовали духу "кодекса Хейса", согласно которому просто убить злодея нельзя - надо обязательно показать и рассказать в чем и почему он был не прав и желательно добиться его раскаяния. Но слабый сюжет выруливает за счёт крутого драматичного хода: гибели Стоика от рук? клыков? Беззубика. Близкий друг, названный брат Иккинга становится убийцей его отца. Крутой поворот!
Среди достоинств выделяется - это новая графика, прекрасная анимация воды, огня, льда. Коллектив художников переработал всё! Но... драконы, кроме Беззубика всё равно не очень правдоподобные.
"Как приручить дракона 3"
Что можно сказать о третьей части? А то, что 1+2 = 3. То есть в сюжет вернулся хороший конфликт - "любовь и дружба". На одной чаше весов дружба, братство с Иккингом, а на другой - любовь к дневной фурии. Выбор то очевиден для всех - Беззубика надо отпустить, но пойти на этот шаг - очень тяжело и для дракона, и для Иккинга. История заканчивается расставанием закадычных друзей, но грусть сменяется радостью от бракосочетания Иккинга и Астрид.
Из второго фильма авторы взяли... плохого злодея. Честно, особой разницы, кроме внешности, между старым злодеем Драго и новым по имени Гриммель я не вижу - один хотел драконов поработить и подчинить, другой - устроить геноцид и истребление. Но в данном случае "сильный" злодей не нужен - без него хватает "топлива для сюжета".
Снова хочется отметить труд художников и аниматоров - графику и анимацию сделали просто эталонной. Много внимания уделено "физике" мелких частиц, как сухих, так и мокрых, что прекрасно видно на примере песка в сцене "подката" Беззубика к дневной фурии.
Музыка
Обычно музыкальное сопровождение - это сильная сторона мультфильмов "Дисней". Но компания "Дримворкс" не даёт конкуренту расслабиться. Композитор Джон Пауэлл написал саундтрек для всех трех фильмов. Его музыка отлично дополняет атмосферу раннего средневековья, быта викингов. Викингов, которых мы часто представляем в качестве добродушных здоровяков с легендарным аппетитом и легендарной способностью хорошо выпить, но в бою представляющих большую опасность для врагов.
Об Иккинге и Астрид.
Развитие отношений между Иккингом и Астрид привлекли моё внимание в самом начале второй части. Почему? Дело в том, что в мультфильмах или в фильмах не показывают проявление любви. Чаще всего демонстрация любви заключается в словесном признании, поцелуе и ... всё. Но обратите внимание на сцену с Астрид и Иккингом на острове "Зудящей подмышки".
Они играют, Астрид передразнивает Иккинга, потом сидят в обнимку, трогательный и умилительный момент, когда Астрид поправляет волосы, ну и чмокает в щеку любимого. Вроде признаний в любви нет, а по факту - она есть, проявляется во влюбленном взгляде, в таких вот мелких деталях. А ведь кино, в том числе и мультипликационное - оно про демонстрацию чувств, а не про сухой рассказ. Таких вот сцен очень сильно не хватает в кинематографе, на мой взгляд. А ведь ничего сложного - парень и девушка просто ведутся себе абсолютно естественно, как парочка.
Но дальше больше... В третьей части Астрид благодаря Валке учится быть женой Иккинга.
Пару раз за фильм Валка советует Астрид или поддержать Иккинга в определённый момент, или притормозить его, или вообще не соваться к нему. В этом кроется Великая женская мудрость: чувствовать и понимать, когда и какое воздействие оказать на мужа. В данной сцене Иккинг потерял уверенность в себе, выронил свою самооценку, разумеется поддержка любимой ему сейчас очень нужна. Благо Астрид хватает девичьего ума прислушиваться к правильным наставлениям. Таким образом к концу трилогии получается,что к моменту свадьбы они уже притёрлись друг у другу, научились жить вместе. Свадьба - это один из пиковых моментов их супружеской жизни, а не точка начала. А начало было давно в небе над островом Олух, когда Беззубик и Иккинг прокатили Астрид.
Очень хочется, что бы таких отношений в массовой культуре было как можно больше.
В заключении...
Можно с уверенностью сказать, что трилогия получилась отличной. Да, надо было антагонистов сделать интереснее и глубже, но всё же история драконов и викингов она не про войну, а про мир, дружбу и братство. Таких сюжетов маловато, к сожалению, в культуре,что в кино, что сериалах, что в играх. Но чем меньше чего-либо, тем оно ценнее и дороже.