Найти тему
Добрый Дядя

Взял интервью у человека, которого все считали мертвым!

Для журналиста нет ничего невозможного
Для журналиста нет ничего невозможного

Как говорят американцы - «импосибл из насын» или «нет ничего невозможного» по-нашему. Работая журналистом, я не раз убеждался в правдивости этих слов. На самом деле, с Божьей помощью возможно все, даже если нужно взять интервью у человека, которого все считают мертвым.

Вот что произошло со мной 2 года назад

Приближался праздник 9 мая. Главному редактору газеты, в которой я подрабатывал корреспондентом, стало известно об уникальности одного из памятников в нашем городе, а именно - воинам-водителям ВОВ.

На постаменте в одном из парков города Кривой Рог возвышается боевая установка «катюша». Местные жители несколько раз в день проходят мимо, даже не догадываясь, что авто, на которое установили макет «катюши», настоящая машина, учувствовавшая в боях. На тот момент ей было уже более 80 лет и на просторах бывшего СССР таких редких экспонатов осталось единицы. А один из них находится как раз в Кривом Роге.

В общем, тема как нельзя лучше подходит к приближающемуся празднику. Если раздобыть хороший материал, то статью можно будет даже на главную страницу поместить. Вот только одна проблема. Никто не может поведать историю этого авто. Когда-то главный редактор общалась с архитектором памятника. Это было больше 10 лет назад, и уже тогда, по ее словам, «он был стареньким». А сейчас, наверное, его и в живых уже нет.

Расследование начинающего журналиста

Без всякой надежды на успех, работу над статьей поручили мне. Перед этим редакция подала запрос в областной исторический музей, но до момента выхода номера в печать остались сутки. В типографию сдавать рано утром, то есть к сегодняшнему вечеру нужно статью закончить.

В музее ответили, что вряд ли за полдня успеют предоставить какую-то интересную информацию. «Может, все-таки архитектор жив…» - промелькнула мысль в моей голове. Но как его найти за сутки? И где искать, не в Facebook же? Опыта журналистских расследований на тот момент у меня было мало, так что именно интернетом я и решил воспользоваться.

Петр Семенович – архитектор памятника, к моему удивлению очень часто мелькал на сайтах нашего города. Писал статьи, оставлял комментарии, и, судя по всему, вел очень активную общественную деятельность. Может такого старичка-живчика и на самом деле поискать в Facebook? Других вариантов у меня все равно не было, так что я решил воспользоваться этим.

Я забил в «фэйсбучном поисковике» имя, фамилию, город. И… Бинго! С первого раза попадание в цель! В нашем городе он один такой. На его странице в разделе информация указано, что работал архитектором. В хронике интересные авторские публикации. Ну точно он! Может еще и телефон указан? Конечно указан! Кто бы сомневался.

Я позвонил. Трубку архитектор взял не сразу – был занят домашними делами. Но с третьего раза, когда уже тревога начала сменять восторг, я наконец дозвонился. Представился и спросил, не тот ли он Петр Семенович?.. В ответ услышал: «Он самый», и только тогда с облегчением и радостью выдохнул.

История уникального авто

И вот что он рассказал. Оказывается, в самом начале Великой Отечественной Войны по специальному мобилизационному предписанию, для производства боевых установок, использовали машины ЗИС-6. Их на военные заводы пригонялись со всего Советского Союза. В ноябре 1941 года прекратили установку «катюши» на данные грузовики, так как завод имени Лихачева («ЗИЛ») был вынужден бОльшую часть ресурсов отправить на восток страны, в связи с приближением фронта к Москве.

После этого «катюши» устанавливали на бронепоезда, гусеничные тракторы и легкие танки, а также на американский грузовой автомобиль Студебеккер, поставляемый США для Советского Союза. Именно эти модели и получили наиболее широкое распространение и известность. Кривой Рог же может похвастаться редчайшей установкой. Откуда же взялась столь редкая машина? Ответ прост - из сарая, в одном из близлежащих сел.

Начальник таксопарка, ветеран Великой Отечественной, проезжал возле одного села близ Кривого Рога, и увидел машину ЗИС-6, на которой колесил на протяжении всей войны. У него возникла идея сделать памятник воинам-водителям. Он поведал Петру Семеновичу свой замысел, и вместе они обратились к властям. Идея такого памятника руководству не понравилась. Зачем посреди города на постамент ставить какой-то грузовик? Тут они и вспомнили, что в самом начале войны на ЗИС-6 ставили «катюши». И против боевой машины уже никто ничего не имел.

Макет «катюши» Петр Семенович изготовил сам, по счастливому стечению обстоятельств найдя чертежи в журнале «Моделист-конструктор», подшивки которого до сих пор хранятся у него дома. И так, после напряженной работы, в 1985 году установили памятник воинам-водителям.

Счастливый финал

Газетную вырезку храню на память
Газетную вырезку храню на память

Такая вот история. Не знаю, что больше удивило главного редактора: то, что я узнал ее от человека, которого считали мертвым, или то, что этого человека я нашел в Facebook?! В любом случае редактор была поражена - начинающий журналист провернул такое дело. Хотя, если разобраться, ничего сверхъестественного. Самым сложным было взяться за дело.

P.S.

Статью опубликовали, и действительно, к моей радости, поместили на главную страницу номера. А вырезки из газеты я до сих пор храню у себя.

Петр Семенович до сих пор жив, и все так же ведет активную общественную деятельность. Дай ему Бог здоровья и долгих лет жизни!