Найти в Дзене
ПАНТОГРАФ

Какие трамвайные вагоны ныне доступны для российских городов.

В России на данный момент существуют три предприятия, где выпускают трамвайные вагоны.

1. ООО «ПК Транспортные системы».

Предприятие предлагает широкий спектр полностью низкопольных трамвайных одно, двух и трехсекционных. В производственной программе находятся одиночные вагоны 71-911 и 71-911Е «Сити Стар», одиночный вагон нового поколения 71-911ЕМ «Львенок», двухсекционные четырехосные вагоны 71-923 «Богатырь» и с улучшенным дизайном 71-923М «Богатырь М», а также трехсекционные вагоны четырехосный 71-922 «Варяг», шестиосные 71-931 «Витязь» и с улучшенным дизайном 71-931М «Витязь М» и трехсекционный вагон с удлиненной средней секцией 71-934 «Лев».

Трамвайный вагон "Витязь-М", сентябрь 2019 года, г. Москва, фото автора
Трамвайный вагон "Витязь-М", сентябрь 2019 года, г. Москва, фото автора
Трамвайный вагон 71-911ЕМ "Львенок"
Трамвайный вагон 71-911ЕМ "Львенок"

Надо отметить, что вагоны ряда моделей уже выпущены партиями разной величины и эксплуатируются в некоторых городах РФ и Латвии. Вагоны же других моделей изготовлены в единичных экземплярах. Но многое определяется наличием заказов — будут заказы, изготовят и вагоны.

Для узкой колеи 1000 мм предприятие готовит новый трамвайный вагон «Корсар».

2. Уральский завод транспортного машиностроения («Уралтрансмаш»), входит в корпорацию «Уралвагонзавод».

Предприятие серийно выпускает или готовит к серийному производству следующие типы вагонов — четырехосный вагон с переменным уровнем пола (процент низкого пола 39 %) модели 71-407-01, четырехосный вагон с переменным уровнем пола модели 71-412, заявленный как в виде нового вагона, так и варианта капитального ремонта с заменой кузова старых чехословацких вагонов Т-3, 71-411, созданный на базе вагона 71-412 вариант для узкой колеи 1000 мм, четырехосный полностью низкопольный трехсекционный вагон 71-409-01, полностью низкопольный одиночный вагон модели 71-415 и полностью низкопольный сочлененный шестиосный трамвай модели 71-418.

71-407-01, март 2020 года, г. Коломна, фото автора
71-407-01, март 2020 года, г. Коломна, фото автора
71-415, март 2020 года, г. Коломна, фото автора
71-415, март 2020 года, г. Коломна, фото автора

3. АО «Усть-Катавский вагоностроительный завод», входит в «Объединенную ракетно-космическую корпорацию».

Предприятие серийно выпускает четырехосные одиночные вагоны 71-623 разных модификаций (зависит от требования заказчика), в том числе двухстороннее исполнение, также в производственной программе находятся трехсекционные вагоны 71-631, которые также могут выпускаться как в одностороннем, так и двухстороннем исполнении. Указанные вагоны имеют переменный уровень пола. Предприятием разработан и изготовлено несколько образцов трамвая модели 71-633, который является трехсекционным полностью низкопольным вагоном. В сотрудничестве с ООО «ПТМЗ» создан трамвайный вагон модели 71-142, четырехосный двухсекционный вагон с полностью низким полом. На базе этой модели планируется целая линейка вагонов с разным числом секций.

Трамвай 71-623-04, полученный Краснодаром в 2019 года, фото Алексей Вершинин
Трамвай 71-623-04, полученный Краснодаром в 2019 года, фото Алексей Вершинин
Трамвайный вагон 71-142 (ЛВС-2019), фото из открытого доступа сети "Интернет"
Трамвайный вагон 71-142 (ЛВС-2019), фото из открытого доступа сети "Интернет"

Помимо российских поставлять трамваи в российские города, приобретаемые за бюджетные средства могут предприятия стран Таможенного Союза. Однако, трамвайное производство среди них имеется лишь в Белоруссии.

В Белоруссии сразу два предприятия предлагают новые трамвайные вагоны. «Белкоммунмаш» в производственной программе имеет три модели трамвая — 62103 одиночный четырехосный вагон с переменным уровнем пола, 843 — трехсекционный вагон с уровнем низкого пола 84 % и 802 — одиночный вагон с переменным уровнем пола, созданный на базе модели 843. Второе предприятие ЗАО «Штадлер-Минск» (подразделение известной швейцарской компании «Штадлер») предлагает для рынка стран СНГ низкопольный вагон семейства «Метелица», который может состоять от двух до семи секций в зависимости от пожелания заказчика. В настоящее время изготовлены и эксплуатируются трехсекционные модификации «Метелицы».

Трехсекционная "Метелица" модели В85600М, работающая в Санкт-Петербурге под брендом "Чижик", фото ЗАО «Штадлер-Минск»
Трехсекционная "Метелица" модели В85600М, работающая в Санкт-Петербурге под брендом "Чижик", фото ЗАО «Штадлер-Минск»
Трамвай модели 62103, г. Барнаул, фото "Белкоммунмаш"
Трамвай модели 62103, г. Барнаул, фото "Белкоммунмаш"

На данный момент это все предприятия, которые имеют право поставлять трамваи в российские города. Скоро таких предприятий, возможно, станет больше, о планах совместного выпуска трамваев на территории России заявило совместное предприятие «Синара-Шкода», созданное российской группой СТМ («Синара — Транспортные машины») и чешской фирмой «Шкода».

Таким образом, на рынке трамвайных вагонов уже сейчас присутствует конкуренция. УТМ получает заказы благодаря дешевизне своего вагона 71-407-01, который однако уже является устаревшим, ненадежным и не удобным для пассажиров, ПК ТС поставляет существенно более качественные вагоны современного дизайна и уровня, но их минусом является высокая цена. За своего клиента борется и УКВЗ. Белорусские вагоны также попадают в РФ, так Новосибирск берет кузова первой комплектности трамвайных вагонов 62103, проводя окончательную сборку на месте. «Метелицы» под брендом «Чижик» работают на частной сети в Санкт-Петербурге.

Канал «ПАНТОГРАФ». Фото автора и из открытого доступа сети «Интернет».

Другие материалы канала по теме транспорта:

Нереализованный проект ПТМЗ — двухсторонний ЛМ-2008

Перспективы калининградского трамвая

Самый длинный «Икарус»

-9