Часть 1
Пару дней назад меня тряхнуло не по-детски. И, несмотря на огромное количество личной терапии и супервизии, которые являются необходимым условием для практикующего специалиста, я поняла, что основная травма никуда не делась. Мы либо плохо ее раскопали, либо раскопали не ее, либо, раскопав, забыли хорошенько закопать.
Видите ли, что бы ни говорили вам в терапии про вашу индивидуальность, все мы в работе руководствуемся определенными алгоритмами. Именно поэтому по сети гуляют мемы про токсичных родителей, теории привязанности, абьюзеров и самооценку. При первой встрече (в зависимости от модальности таких встреч может быть несколько) психолог проводит диагностику, «пальпируя» клиента. И разумеется, мы не тычем наугад, а начинаем с наиболее типичных проблемных «зон». И вот тут таится опасность как для молодых специалистов, так и для психологов со стажем: сразу нащупав одну травму, они перестают искать.
Так делать категорически нельзя, но очень хочется. Потому что, во-первых, нам это льстит (коллеги, не будет отрицать очевидного) – «я такой крутой, что сходу нашел, где и почему болит». Во-вторых, мы боимся травмировать клиента, вскрывая больше одного «нарыва» за раз. Собственно, это базовые правила безопасности. Только болевого шока нам не хватало. В-третьих, часто клиенту настолько больно и страшно, что он глубоко проваливается в нащупанную травму, а специалист бросает все силы на «вытаскивание» его из болота. И в дальнейшем тупо забывает, что исследовал не все и не везде (записи, коллеги, великая вещь – не пренебрегайте). Ну, и четвертая, но не последняя причина, клиент «соскакивает» раньше, чем терапевт доберется до других болевых точек. Поэтому множество поверхностно исследованных травм наскоро заклеиваются пластырем, оставляя истинную причину боли гнить глубоко внутри. И первое время клиенту хорошо. Но не сомневайтесь, рано или поздно глубинная травма о себе напомнит – причем с такой силой, что процесс ретравматизации (повторного травмирования) камня на камне не оставит от предыдущей терапии. (Продолжение следует).