Есть в этом особый балдёж - шататься по Москве и рассматривать здания, закапываться потом в книги, в интернет и узнавать новое. И удивляться.
Однако и в организованных экскурсиях тоже есть свои плюсы. Опытные экскурсоводы умеют обыграть любую местность и сделать картину яркой, часто – загадочной. А разве может быть что-то важнее для пытливого ума, чем открыть секрет и разгадать загадку?
То-то же.
Мне всегда везет с экскурсоводами. Исключение традиционно составляет Алмазный Фонд России, где экскурсоводы путают себя по значимости с экспонатами и задаются. А во всех других многочисленных ситуациях дамы эти – ибо это на 99,9% экскурсоводы не мужчины – хороши. Даже жалею, что я сама выбрала какую-то не ту профессию.
Суббота не стала исключением и скажу сразу: группа в Инстаграм @city_tales годная. Экскурсия «В гости к Людмиле Гурченко переулками Патриаршей слободы» - хороша. Возможно и оттого, что проводит не просто экскурсовод, а человек, лично знавший актрису, ну и просто ее соседка.
Про квартиру Людмилы Марковны я писала вчера. Сегодня про первую часть экскурсии.
Старт экскурсии – на пересечении Тверской и Мамоновском переулке. И тут экскурсовод напоминает, что Тверская была раньше гораздо уже, конечно, но первой заасфальтированный улицей столицы. И для ее расширения дома двигали. Один из этих передвинутых домов – глазная больница, построенная в начале века и действующая по сей день. А сам переулок Мамоновский назван в честь владельца дома.
На этом переулке разместился первый в России театр юного зрителя, где ранее находилось поэтическое кабаре «Розовый фонарь», где Маяковский отжег так, что его чуть не вынесли со сцены. Поэтическое кабаре вскоре прикрыли. Стихотворение называлось «Нате».
Заканчивается переулок любопытным строением – типографией Левенсона. Весьма любопытное здание в стиле модерна. Не сильна я в архитектурных стилях и сужу по-дилетантски: нравится – не нравится. Типография Левенсона понравилась. Оказывается, для модерна характерна несимметричность крыши, трехстворчатые окна и наличие растительных мотивов в орнаменте.
В этой типографии напечатала свою первую книгу Цветаева. Собственно, далеко ходить ей не пришлось – перейти дорогу – и типография. Только вот дом Цветаевой не сохранился. На его месте теперь возвышается дом творческой интеллигенции. Жила тут Изабелле Юрьева, о чем напоминает памятная доска, а о Цветаевой нет никаких намеков. Вернее, не было.
Недавно в цоколе дома любители творчества поэтессы открыли арт кафе. К сожалению, туда нам попасть не удалось. Но экскурсовод Марина советовала.
Ну, а дальше пара кварталов, минуя здание, сварганенное Никитой Михалковым не смотря на протесты жителей, и Патриаршие пруды.
Уверена, многие знают, что прудов там было несколько, а местность болотистой. Там в 17 веке находилась резиденция патриарха Гермогена. Вот и название.
Сейчас это один пруд. И весьма известный.
Я не задумывалась, но экскурсовод утверждает, что тут снимался сцена на катке фильма «Покровские ворота», что герои Толстого именно тут катались в зимних сценах.
Вокруг пруда него происходило много загадочных событий, отраженных в литературе. Например, здесь расположен дом, на против которого на лавочке встретились Воланда с поэтом Бездомным и Берлиозом. Неподалеку же и голову последнему отхватило трамваем. Правда трамваи тут никогда не ходили.
А почему это место обыграл Булгаков? Потому что это дом его близких друзей, где он частенько гостил.
Сейчас на пруду печаль: погиб один из лебедей. Осталась самочка, да с выводком. Это печально. Не будем об этом.
Знаете ли вы, что на Патриарших стоит дом, в котором проживал автор песни «в лесу родилась елочка»? Теперь знаете.
Крылов на прудах мог и быть, но, почему его памятник именно там, не знаю. И экскурсовод не в курсе. А вот памятник Булгакову (бюст) скоро появится там и это вполне объяснимо.