Мне довольно часто приходится отвечать на вопрос, как попасть на работу в «Сколково» или как я попал в «Сколково». Поскольку для целей нашего исследования о технопарках и их развитии это имеет значение, расскажу и тут. Продолжаем цикл #кухнятехнопарка
Мне было 18, когда в середине 90-х мы с двумя астраханскими приятелями Фархатом Чараповым и Александром Дарьяновым открыли бизнес по продаже и внедрению программного обеспечения. Два пивота, два кризисных прихлопа, две попытки недружелюбного поглощения и 18 лет спустя я «обнаружил себя» владельцем регионального бизнеса, по местным меркам, крупного и, чего уж там, вполне успешного ГК Пилот.
На дворе был 2013 год, мне было 37 — хороший возраст для выхода на пенсию, как я тогда рассуждал. В жизни меня всё устраивало, на третьем депутатском сроке я еще не решил однозначно завязать с политикой, но уже собирался. В работе все стабильно, в семье — мир. Давно решил, глядя на измученных, больных и одиноких старших товарищей — местных олигархов, что чемпионат мира по зарабатыванию всех на свете денег пройдет без меня. Денег мне при этом тогда хватало с запасом даже не очень скромную жизнь (не то, что сейчас!). Тяжелый люкс меня никогда не заводил, все эти дорогие машины, Прада-Гуччи-Вашеронконстантин, вот это все проплывало мимо меня. 12 путешествий в год, старенькая, но добротная и надежная яхта Gagarin, несколько недель в году в море, остальное время в Астрахани — еженедельные кулинарные посиделки на 20-40 человек по средам на нашей с Олей кухне, вечеринки, кайт-кемпы, дайв-сафари, мотоциклы, рыбалка, охота, концерты — не жизнь, а сплошной праздник. Амир тогда еще жил со своей мамой, Мурата еще не было, так что родительские обязанности меня тоже не отвлекали.
Не то, чтобы я совсем бездельничал — работа в Астрахани занимала часа 4 в неделю, иногда чуть больше. Когда я в те годы прочел первые 50 страниц книги Тима Ферриса, я усмехнулся и отложил ее. Такую книгу я мог написать и сам. Бизнес в Астрахани достиг своего предела, в ту пору Пилот достиг (да так там и остался) лидерства на рынке, сравнимого с монополией. Несколько попыток выхода в Москву и рынки других регионов успеха не принесли. Надо было находиться там постоянно, а я, отучившись когда-то пару лет в АНХ, Москву очень не любил. Ниже расскажу, за что.
Вот в такой момент жизни из ниоткуда прозвучал звонок кадрового агентства Ward Howell. Мне рассказали, что проект «Сколково» ищет нового директора технопарка, что якобы опрос представителей отрасли привел ко мне, и предложили встретиться, обсудить перспективы. Я, как сейчас помню, рассмеялся, сказал, что я не ищу работу, поблагодарил за интерес и положил трубку. Милая девушка тут же перезвонила снова и проявила настойчивость и любезность, сказав, что это меня ни к чему не обязывает, но если я хочу узнать о «Сколково» больше, то это хороший шанс. Офис Ward Howell был где-то на Краснопресненской, так совпало, что я тоже был в это время проездом в Москве, причем на Белорусской, время у меня было и я решил заехать из интереса на первое интервью в своей жизни (интервью, кстати, не получилось — мне не задавали вопросы, а рассказывали о том, что меня ждет) без резюме на руках (которого у меня тоже, разумеется, не было).
На собеседование я пришел в чем был (т.е в рваных джинсах и рубашке, расстегнутой на две пуговицы, чтобы было хорошо видно висящий на шее акулий зуб) с четким настроем послушать, поблагодарить и пойти ужинать с друзьями, чтобы потом улететь в Астрахань продолжать свою беспечную и предпенсионную жизнь. Последнее, к чему я стремился в жизни — работать по найму, тем паче на государство. О «Сколково» на тот момент имел представление поверхностное, основанное на скандальном хайпе в СМИ и сюжета в Comedy Club. По слухам, там в охранники и водители брали только со степенью доктора наук. Но зато если прорвался, на грант можно сразу купить Феррари, остров и самолет, чем все преимущественно и занимаются. Но это я наверное один так думал, во всей стране, в силу своей провинциальной недалёкости. С другой стороны, я подумал: совсем недавно, когда-то неведомый мне РВК и его Инфрафонд дали мне немного денег в долг, дофинансировав основанный мной технопарк «Фабрика», возможно и тут будет какая то польза для «Фабрики» и ее резидентов?
С такими мыслями я шёл на собеседование в офис Ward Howell, где меня встретил целый партнер Павел Плаксин, угостил кофе и принялся довольно профессионально меня вербовать, поднимая градус моего любопытства и играя на моих амбициях. В какой-то момент, отвечая на мои вопросы, он сказал, что на этом его знания о проекте и вакансии заканчиваются и предложил продолжить общение с HR Фонда, благо это неподалеку, в Центре международной торговли на Краснопресненской набережной. Там мы попили кофе с Ольгой Мазуровой, и она оказалась для меня, как и для многих, первым встреченным вживую сотрудником Фонда. Умная и обаятельная, она также не спрашивала меня почти ни о чем, а отвечала на мои вопросы, взвинчивая все то же мое любопытство и амбиции участия в крутом (тогда еще ни я, ни, боюсь, никто не знал, в насколько крутом проекте). Умело доведя меня до верхней точки удовлеторения моей пытливости, она предложила познакомиться (смотрины это были, чего уж там — мои смотрины) с моим будущим прямым начальником). Удивительно, но с каждым следующим разговором о «Сколково», мне становилось всё интереснее. Концентрация умных людей, слов, глаз меня впечатлила уже тогда. Далее еще более высокий руководитель мне заявил что «с татарами ему обычно везло», рассказал о целях, обрисовал перспективы и подбросил на своей машине уже поздним вечером до неоткрытой еще станции метро Международная (о чем он не знал, потому что на работу он ездил на машине, а я не знал, потому что моими любимыми и почти единственными знакомыми станциями были Павелецкая, Белорусская, Новослободская и Юго-Западная).
Вернувшись домой, я почти сразу поехал на охоту и в перерыве между стрельбой (а никогда в жизни больше я не видел такого активного налета утки) я сидел вечером в камышах и советовался с другом Мишей, человеком опытным и тоже умным, уезжать мне или оставаться. Утренняя охота не задалась, потому что прибыв по темноте на место охоты, я обнаружил, что ружье свое я по дороге утопил и мы, вернувшись, продолжили консилиум. Итогом было — ехать, потому что всегда можно вернуться, а не попробуешь — не узнаешь. Это сейчас это можно сформулировать одной фразой, а тогда мы употребили очень много слов, как это часто бывает на охотах.
Что особенно для меня важно, такую же позицию заняла и Оля, добавив, что конечно, Москва ее тоже никогда не манила (и в этом не было ни грамма кокетства!), и, несмотря на то, что видеть она меня будет существенно реже, какой бы выбор я ни сделал, она меня поддержит, поймет и простит.
Нармина Велиева сказала, что справится с управлением Пилотом и Фабрикой (так, к большому счастью и получилось). Ну и, в конце концов, я могу раз в неделю общаться по скайпу, а раз в месяц прилетать на выходные (а вот так не получилось — в лучшем случае, скайп раз в месяц, а прилет почти раз в год).
Тем не менее, выбор все еще был трудным. Отдельным пунктом шли нестыковки географическо-климатическо-транспортного характера.
Появился на свет я не в Астрахани, но считаю, что имею право называть себя коренным астраханцем: большую часть жизни я прожил там и мои корни и вправду оттуда. Это моя вторая бывшая жена регулярно предлагала мне обсудить переезд в столицу, сам я всегда понимал, что объективно Москва Астрахани во всех смыслах уступает. Особенно осенью-зимой, в этом со мной согласятся плюс-минус все: здесь сыро, слякотно, холодно, темно, плюс часто пафосно и неоправданно дорого. И мотосезон в Астрахани с марта по ноябрь, а в Москве сколько? А пробки? В Астрахани я через 6 минут ровно я дома, через 15 минут после окончания рабочего дня на катере в шортах, через 40 минут — на рыбалке, через час — на охоте. Потом, в Астрахани я — «депутат на мотоцикле», которого знают все, постоянный герой таблоидов и глянца, с самым прикольным офисом в городе и картами постоянного клиента в лучших ресторанах. А кто меня знает тут и кому я тут интересен?
В общем, я чувствовал себя на пенсии и этим себя лечил, а мне смогли показать, что в реальности всё это время во всех своих приключениях я внутренне искал новый вызов.
На следующий день после финального собеседования (о котором я тут писать не буду, но оно было коротким и впечатляющим) я на месяц с лишним улетел на Гоа, 25-го января 2014 года вернулся, до двух ночи мы с Олей на пересадке в Москве искали квартиру, по дороге в аэропорт утром следующего дня нашли ее, 2-го февраля я прилетел в Москву и 3-го вышел на работу в «Сколково». Оля прилетела еще через неделю. Еще через 9 месяцев родился Мурат:)
На этом воспоминания заканчиваются, далее будет голая теория с практикой о Технопарках. А если вы вдруг тоже хотите работать в «Сколково», у его партнеров или резидентов — вам сюда.