Найти тему

Шумиха вокруг ЕГЭ по химии 2020

Последние несколько дней в сети не утихают споры по поводу ЕГЭ по химии, проведенного 16 июля. Многие пишут, что задания ЕГЭ были чересчур сложными и даже сопоставимы с уровнем олимпиадных заданий. Лично я читал, что есть как минимум 5 петиций, в которых требуют аннулировать результаты и провести "честный ЕГЭ по химии". Некоторые учителя пишут, что такие задания даже им не под силу решить (нонсенс!). Рособрнадзор же в свою очередь заявил, что задания составлены в рамках школьной программы, а учителям, которые открыто заявляют об их чрезмерной сложности, следует постыдиться. В целом краткое ознакомление с происходящим для граждан, игнорировавших эти новости ранее, окончено. Далее будет мое личное мнение.

Взято с просторов интернета.
Взято с просторов интернета.

Поначалу я видел очень много комментариев и жалоб о том, что были безумно сложные 34 и 35 задания. Поскольку я сам сдавал ЕГЭ по химии пару лет назад, а саму химию очень люблю и уважаю, хоть и не довелось связать с ней свою жизнь, я решил найти эти задания в сети, что в целом не составило особого труда, поскольку выпускники, выходя с экзамена, всегда пишут их в паблики в ВК с названиями а-ля "ЕГЭ 2020", там же их и обсуждают.

Пример такой задачи
Пример такой задачи

Естественно, правильные ответы в ходе решения нашлись быстро. Да, пришлось чуть подумать, но задача абсолютно не сложная и более чем решаемая. Но всё это можно сказать лишь когда выпускник обладает должной подготовкой и способен хотя бы к малейшим рассуждениям. Всё решение задачи сводится к написанию простенькой системы из двух уравнений и ее решения, не более того. Что именно вызвало сложность у ребят мне понять сложно. Надеюсь, что Вы поделитесь в комментариях своим мнением.

Аналогично и с 35 задачей, где, к примеру, была дана брутто-формула в виде С7Н8 с условием отсутствия атомов углерода в sp3-гибридизации. Причем при её окислении образуется бензойная кислота. Поскольку мы не можем придумать вещество с формулой С7Н8, соответствующее описанию, то просто умножаем индексы на 2 и получаем формулу в виде С14Н16, а чуть подумав придем к прекрасно выглядящему веществу, структурную формулу которого и схему реакции окисления я представлю ниже. Лично мне такое вещество попадалось на ДВИ по химии в МГУ, но там нужно было провести реакцию с использованием реактива Гриньяра, тут же обычное окисление по двойной связи - все в рамках программы.

Прошу прощения за некоторую небрежность, но схема реакции понятна.
Прошу прощения за некоторую небрежность, но схема реакции понятна.

Отдельно хотелось бы поговорить об учителях, для которых этот экзамен оказался крайне трудным. В 2018 году тоже встречались такие представители, которые убеждали детей, что задания совсем нерешаемые и что детишек хотят просто завалить. Довелось мне узнать, что же было такое трудное, что ни в учебниках, ни в справочниках для подготовки такого нет. Выяснилось, что ничего сложного и не было, речь шла о пара-нитро-бензальдегиде. Только вот люди не могут отличить n- (т.е. нормальный) от п- (т.е. заместитель находится в пара-положении). В ответ на то что этого нигде нет и как провести реакцию неизвестно предоставил тогда и предоставляю сейчас странички из "Большого справочника" Доронькина.

Обложка того справочника
Обложка того справочника
Брутто-формула бензальдегида без нитро-группы в пара-положении
Брутто-формула бензальдегида без нитро-группы в пара-положении
Получение альдегидной группы из хлор-замещенного углеводорода
Получение альдегидной группы из хлор-замещенного углеводорода

Далее услышал лишь что "наверняка учителя и репетиторы знают лучше" и всё это ерунда.

В общем, возникает серьезный вопрос в компетентности учителей и тем более репетиторов (которым родители платят деньги), говорящих о неимоверной сложности заданий.

Многие пишут, что задания по уровню схожи с олимпиадными. Абсолютно не согласен с таким заявлением. Возможно их еще можно сопоставить с заданиями школьного этапа ВСОШ, с заданиями олимпиад 3 уровня, хотя и там бывают действительно сложные и интересные задачки, чего нельзя сказать про те, что были в ЕГЭ 2020 года. Сложность возможна заключалась в чуть иной формулировке заданий, но принципы решения остаются теми же. Ребятам предлагают чуть подумать, порассуждать, не более того.

К тому же мы постоянно видим комментарии, что ЕГЭ это угадайка, к которой можно просто натаскать ученика, чтобы сдать на высокий балл. Сейчас же дали повод немного подумать над решением и наблюдается множество жалоб о сложности заданий, об их несоответствии тем, что были в вариантах ЕГЭ ранее. Как не поступай - людям нравиться не будет.

В конце хочется сказать, что сильные дети с реальными знаниями по химии справляются с ЕГЭ без проблем, они получат свои 90+ баллов, которые заслужили, а дети послабее получат баллы пониже, нельзя же чтобы у всех было по 100 баллов, ведь абсолютно неравноценные знания у ребят, что и покажут в этом году результаты экзамена. Считаю, что ЕГЭ по химии 2020 один из лучших и позволяет выделить по-настоящему талантливых и думающих ребят.

Спасибо за прочтение!