Последние несколько дней в сети не утихают споры по поводу ЕГЭ по химии, проведенного 16 июля. Многие пишут, что задания ЕГЭ были чересчур сложными и даже сопоставимы с уровнем олимпиадных заданий. Лично я читал, что есть как минимум 5 петиций, в которых требуют аннулировать результаты и провести "честный ЕГЭ по химии". Некоторые учителя пишут, что такие задания даже им не под силу решить (нонсенс!). Рособрнадзор же в свою очередь заявил, что задания составлены в рамках школьной программы, а учителям, которые открыто заявляют об их чрезмерной сложности, следует постыдиться. В целом краткое ознакомление с происходящим для граждан, игнорировавших эти новости ранее, окончено. Далее будет мое личное мнение.
Поначалу я видел очень много комментариев и жалоб о том, что были безумно сложные 34 и 35 задания. Поскольку я сам сдавал ЕГЭ по химии пару лет назад, а саму химию очень люблю и уважаю, хоть и не довелось связать с ней свою жизнь, я решил найти эти задания в сети, что в целом не составило особого труда, поскольку выпускники, выходя с экзамена, всегда пишут их в паблики в ВК с названиями а-ля "ЕГЭ 2020", там же их и обсуждают.
Естественно, правильные ответы в ходе решения нашлись быстро. Да, пришлось чуть подумать, но задача абсолютно не сложная и более чем решаемая. Но всё это можно сказать лишь когда выпускник обладает должной подготовкой и способен хотя бы к малейшим рассуждениям. Всё решение задачи сводится к написанию простенькой системы из двух уравнений и ее решения, не более того. Что именно вызвало сложность у ребят мне понять сложно. Надеюсь, что Вы поделитесь в комментариях своим мнением.
Аналогично и с 35 задачей, где, к примеру, была дана брутто-формула в виде С7Н8 с условием отсутствия атомов углерода в sp3-гибридизации. Причем при её окислении образуется бензойная кислота. Поскольку мы не можем придумать вещество с формулой С7Н8, соответствующее описанию, то просто умножаем индексы на 2 и получаем формулу в виде С14Н16, а чуть подумав придем к прекрасно выглядящему веществу, структурную формулу которого и схему реакции окисления я представлю ниже. Лично мне такое вещество попадалось на ДВИ по химии в МГУ, но там нужно было провести реакцию с использованием реактива Гриньяра, тут же обычное окисление по двойной связи - все в рамках программы.
Отдельно хотелось бы поговорить об учителях, для которых этот экзамен оказался крайне трудным. В 2018 году тоже встречались такие представители, которые убеждали детей, что задания совсем нерешаемые и что детишек хотят просто завалить. Довелось мне узнать, что же было такое трудное, что ни в учебниках, ни в справочниках для подготовки такого нет. Выяснилось, что ничего сложного и не было, речь шла о пара-нитро-бензальдегиде. Только вот люди не могут отличить n- (т.е. нормальный) от п- (т.е. заместитель находится в пара-положении). В ответ на то что этого нигде нет и как провести реакцию неизвестно предоставил тогда и предоставляю сейчас странички из "Большого справочника" Доронькина.
Далее услышал лишь что "наверняка учителя и репетиторы знают лучше" и всё это ерунда.
В общем, возникает серьезный вопрос в компетентности учителей и тем более репетиторов (которым родители платят деньги), говорящих о неимоверной сложности заданий.
Многие пишут, что задания по уровню схожи с олимпиадными. Абсолютно не согласен с таким заявлением. Возможно их еще можно сопоставить с заданиями школьного этапа ВСОШ, с заданиями олимпиад 3 уровня, хотя и там бывают действительно сложные и интересные задачки, чего нельзя сказать про те, что были в ЕГЭ 2020 года. Сложность возможна заключалась в чуть иной формулировке заданий, но принципы решения остаются теми же. Ребятам предлагают чуть подумать, порассуждать, не более того.
К тому же мы постоянно видим комментарии, что ЕГЭ это угадайка, к которой можно просто натаскать ученика, чтобы сдать на высокий балл. Сейчас же дали повод немного подумать над решением и наблюдается множество жалоб о сложности заданий, об их несоответствии тем, что были в вариантах ЕГЭ ранее. Как не поступай - людям нравиться не будет.
В конце хочется сказать, что сильные дети с реальными знаниями по химии справляются с ЕГЭ без проблем, они получат свои 90+ баллов, которые заслужили, а дети послабее получат баллы пониже, нельзя же чтобы у всех было по 100 баллов, ведь абсолютно неравноценные знания у ребят, что и покажут в этом году результаты экзамена. Считаю, что ЕГЭ по химии 2020 один из лучших и позволяет выделить по-настоящему талантливых и думающих ребят.
Спасибо за прочтение!