Жанр фэнтези сейчас переживает настоящий бум. Наряду с широко признанными именами – тысячи менее известных, но порой не менее талантливых, писателей.
С одной стороны, это прекрасно: произведения и сюжеты – на любой вкус. С другой стороны, среди лавины текстов очень трудно бывает отыскать этих «не менее талантливых». Чтобы найти что-то стоящее, приходится порой перебрать целую гору откровенной макулатуры. Но тем приятнее бывает обнаружить книгу с интересной идеей, хорошим изложением и стилем.
И подобные лестные определения сполна заслуживает роман писательницы Викториан Мур «Маковый сок».
Завязка такова: героиня приходит в себя в угрожающей и мрачной обстановке, напоминающей наш привычный мир лишь очень отдалённо. Это происходит во время некого опасного аномального явления. Героиня страдает амнезией и не помнит даже своего имени, не говоря о происхождении. В результате ряда событий она оказывается в больнице старинного университета под названием Виллафрид, среди странных людей, по-видимому, владеющих магией и говорящих на непонятном языке.
В течение всего повествования героиня пытается адаптироваться в новой среде и отыскать ответы на вопросы: «Что это за мир?», «Как в нём жить?» и «Кто такая я сама?». Из последнего вопроса естественным образом вытекает и другой: «Как это повлияет на мою дальнейшую жизнь?».
Казалось бы, сюжет довольно распространённый: мало ли книг о попаданцах? Но посмотрим, как автор преподносит свою затею.
Рассказ ведётся от первого лица. И это однозначно выигрышный ход: недосказанность, тайны и «провалы» в повествовании выглядят как нельзя более естественно. Читатель буквально смотрит глазами героини - которая таки обретает имя: Лени Беккер - и вместе с ней пытается понять: что же тут, чёрт возьми, происходит?
Можно сразу ответить: очень много всего. Оживший мертвец, ритуалы обращения в вампиров, пришелец-злоумышленник в экзоскелете, проникающий на территорию закрытого университета, козни и сложные взаимоотношения преподавателей, выяснение статуса героини в новой жизни и постоянно нависающая над ней невидимая угроза, загадочные убийства... Поэтому в значительной мере этот роман можно назвать произведением детективным.
Интересно распутывать закономерности функционирования вселенной и улавливать отсылки к реалиям нашей культуры: там они являются отзвуками погибшей цивилизации. Так, встречается очень много немецких имён, а язык называется «дойтэр» - это явные намёки на германские контексты. Хотя эстетика книги в большей степени напоминает о викторианской Англии, а также о готической субкультуре.
Об эстетике этого произведения вообще можно говорить отдельно.
То, что пленяет в романе с первых страниц и не отпускает до самого конца – это очень насыщенная визуальная составляющая. Можно было б назвать её «яркой», но в загадочном мире после катастрофы преобладают цвета беды и мрака: чёрный, серый, кроваво-алый. Порой автор просто обозначает некий оттенок как тёмный. Получается картина, написанная густыми, насыщенными и зловещими красками.
Это сквозит и в облике персонажей: они одеты в мрачно-аристократичные наряды, а макияж навевает ассоциации с нежитью. Это ещё один показательный штрих к облику таинственной вселенной – это своеобразная унификация стиля, ведь там бок о бок существуют и обычные люди, и вампиры, и восставшие из мёртвых – очень удачная стилистическая находка.
Почти постоянно стоит ненастная погода, так что невольно создаётся впечатление, будто основная масса событий происходит в тёмное время суток. Впрочем, это недалеко от истины, ведь герои стараются действовать скрытно и не выдавать своих истинных мотивов, а Лени Беккер, в свою очередь, приходится таиться, чтоб иметь возможность проследить за ними.
Стоит сказать, что отношения между персонажами довольно сложные и окутанные неопределённостью: неясно, кто друг, а кто враг, каковы истинные мотивы и намерения каждого и чего стоит ожидать. Это тоже держит в напряжении. Очень скоро становится понятно, что в месте, где не по своей воле оказалась Лени, царят достаточно немилосердные, циничные нравы, каждый в основном думает лишь о своих интересах, а окружающих старается использовать в своих целях. При этом жестокость считается нормой жизни – правда, на протяжении романа графичные сцены отсутствуют, и многое по законам саспенса остаётся за кадром, на уровне намёков.
Героиня внушает симпатию: она любознательна, упора и настойчива в своём поиске правды, умеренно талантлива. Автор не наделяет Лени гениальным магическим дарованием, что добавляет повествованию убедительности, а читателю становится легче сопереживать персонажу, обладающему некими несовершенствами.
Ещё одним несовершенством Лени можно, пожалуй, назвать поразительную влюбчивость. Она настолько легко сходится с подозрительными личностями и так ими очаровывается, пусть и мимолётно, что часто это просто-напросто внушает опасение за её безопасность. Однако хотя бы частично её можно понять. Существование героини наполнено постоянным напряжением, подспудной тревогой и одиночеством – так что вполне естественным выглядит её стихийное стремление найти хоть у кого-то во враждебной обстановке крупицу тепла и близости.
Что касается напряжения, то оно постепенно нарастает, Лени открывает для себя всё новые тёмные тайны, подходит всё ближе к некой запретной черте. До самых последних страниц нельзя предсказать, чем же именно окончится книга, подтвердятся ли предположения, возникающие по ходу чтения.
Концовка обрывает роман достаточно резко, и читатель оказывается вместе с героиней в реальности, которая условно считается нашей, переносясь в некий момент до загадочного катаклизма, почти стёршего цивилизацию с лица земли.
Увы, многие вопросы так и остаются без ответа или оставляют лёгкий привкус неудовлетворённости. Например, не становится понятнее, что за череда убийств потрясает город, кто за этим стоит, да и мотивы многих основных действующих лиц до сих пор не получают исчерпывающего объяснения.
Единственное и главное, что утешает в данном случае, так это то, что «Маковый сок» очевидно является лишь началом более крупного цикла - и разгадки, а также новые сюжетные повороты, ждут читателя в новой книге той же серии. Когда дочитываешь книгу, она оставляет смутное ощущение некой жажды и тяги.
Это довольно символично, учитывая название. Разумеется, оно выбрано не случайно: мак, растущий в оранжереях университета, навевает отдалённые ассоциации с войной, человеческими жертвами, кровью, катастрофой – а также в романе присутствует опиум, который время от времени курят маги.
Вот эта последняя смысловая связка и является наиболее красноречивой: мак как символ дурмана, наваждения, сна, искажений восприятия... После прочтения книги и резкой развязки невольно всплывает вопрос: а не было ли всё произошедшее с героиней одним большим мороком, соткавшимся в мозгу на фоне воздействия больничной анестезии?
Невольно ловишь себя на мысли: лучше бы ответ оказался: «Нет»!
Язык, которым написана книга, очень гладок и лёгок, в то же время богат и красочен – поэтому роман читается на одном дыхании, а когда разгонишься, то невольно кажется: хорошо, но мало. К тому же изысканно-зловещая атмосфера «Макового сока» по-настоящему затягивает и манит, так, будто хочется сделать ещё глоток этого своеобразного зелья...
Будем надеяться, что Викториан Мур продолжит свой рассказ о Лени Беккер - автор этой рецензии уверен, что читателям будет любопытно проследить за её судьбой. Остаётся лишь пожелать автору творческих успехов!
P.S. В бумажном варианте книги пока нет, но есть в электронном: https://proza.onfastspring.com/makovuy-sok
Благодарю за внимание, друзья!
Ставьте лайки, подписывайтесь на канал – впереди много интересных книг, фильмов, эстетики и любопытных историй
#книги #фэнтези #новые авторы #готический роман #впечатления