Известный, так называемый, «треугольник проекта» в вопросах покраски автомобиля – логический тупик, не позволяющий найти общий язык между СТО и автовладельцем. Поговорим об этом в сегодняшней статье.
Вы попали в ДТП: неприятность, но с кем не бывает, нужно восстанавливать машину. Предположим, вы получили некоторую компенсацию от страховой компании и теперь стоите перед дилеммой выбора исполнителя – того, кто приведет в порядок ваш авто, и вы снова, как ни в чем не бывало, выедете на дорогу. Первый вопрос, который задаст вам приемщик на СТО: вам дешево и быстро или качественно? И начнется дискуссия…
С одной стороны, выбрав первый вариант, вы понимаете, что снимаете с исполнителя ответственность за результат и в конце концов, возможно, все станет и дорого и не очень качественно и еще долго. С другой стороны, хотелось бы вписаться в сумму, выплаченную по страховке и не только остаться при своих, но еще и пару копеечек сэкономить… Ведь так? Решать, конечно же вам, по какому пути пойти, но давайте определимся, что входит в заявленную СТО цену и где именно можно сэкономить и получить качественный результат при низком бюджете ремонта.
Итак, машина заехала в цех.
Первый этап – разборка
Тут каждое движение слесаря нормировано производителем автомобиля и, поверьте, никто лишних денег за эти работы брать не будет. Все зависит от стоимости нормо-часа. Как правило, разбежка цен на рынке не сильно большая в том сегменте, где находится ваш автомобиль. Это значит, что если вы эксплуатируете новый авто, срок гарантии которого еще не закончен, то скорее всего, воспользуетесь дилерским СТО – это сегмент «А», самый дорогой. Обычно, автомобили в этом сегменте застрахованы полным пакетом и все финансовые вопросы по ремонту решаются между страховой компанией и СТО напрямую. Вы ограждены от неприятных мыслей как сэкономить.
Другой вопрос – машины, у которых уже закончился гарантийный срок эксплуатации. Как правило, они застрахованы только в рамках обязательного пакета. В этом случае дилерский автосервис будет вам не совсем по карману, что спорно, потому что многие автосервисы сегмента «А» в настоящее время предлагают бюджетные линии ремонта, вполне доступные для простого обывателя. Но, скорее всего, в таком случае, вы, изучив стоимость нормо-часа в различных автосервисах, остановитесь на предложении так называемого «мультибрендового» СТО – это сегмент «В». Цены на нормо-час в сегменте «В» обычно ниже на 30 – 50% чем в сегменте «А».
Собственно, после разборки наступает следующий этап – кузовные работы.
Второй этап – кузовные работы
Тут немного сложнее. Если операции разборки и сборки четко нормированы и прозрачны в понимании сколько времени они занимают, а соответственно и сколько стоят, то с кузовными работами это совсем не так. Кузовные работы – это так называемая «рихтовка» - ремонт поврежденной (читай: «деформированной») детали. Специалист высокой квалификации, знающий как металл ведет себя под различным напряжением, двумя «золотыми» ударами молотка вполне способен выровнять даже довольно сложную вмятину. Другой, такую-же работу будет делать два дня. И получается, что квалифицированный кузовщик заработает на вашем ремонте пол нормо-часа, а специалист с низкой квалификацией возьмет все 8, а то и 10 (!). При этом и тот и другой будут правы – они же работали, а труд стоит денег.
Конечно, в рамках данной статьи, вопрос с кузовными работами сильно упрощается. На самом деле, без кузовных работ невозможно выправить геометрию кузова, если удар был сложным. Невозможно также идеально выставить все зазоры между деталями. Можно говорить много о специфике кузовных работ, но в 80% случаев, когда они требуются, вопрос состоит в том, менять деталь или выравнивать. И очень часто получается так, что даже при совсем незначительном на первый взгляд повреждении деталь лучше заменить по экономическим соображениям. Работа чаще всего стоит дороже, чем новая или подержанная деталь.
Однако, не каждый ремонт требует вмешательства кузовщиков. Следующий этап – подготовка.
Третий этап – подготовка к покраске
Существует два подхода: стандартный – это когда маляр наносит шпатлевку, шлифует, наносит грунт, затем шлифует и после нескольких таких циклов деталь готова к нанесению эмали. Второй подход - «мокрый по мокрому», когда маляр наносит на очищенную деталь грунт, выдерживает паузу и наносит эмаль без всяких промежуточных шлифований.
Второй подход намного быстрее, а соответственно и дешевле в плане трудозатрат. Но есть одно «НО» - он может использоваться только для покраски новых деталей. Мы, таким образом, возвращаемся к вопросу, поднятому в прошлом абзаце, когда говорили о кузовных работах: менять деталь или купить новую? На этапе подготовки к покраске технология, используемая для новых деталей, позволяет значительно сократить время ремонта, а соответственно и его стоимость.
Этап четыре – покраска
Вопрос стоимости ремонта на этапе покраски состоит в стоимости лакокрасочных материалов, используемых маляром. Для нанесения дешевой эмали, как и для нанесения дорогой нужно примерно одинаковое время. Есть небольшие нюансы, как например, разные материалы требуют разное количество слоев и времени межслойной сушки. Однако, принципиально, на трудозатраты и длительность работ, уровень стоимости ЛКМ не сильно влияет. А влияет на качество и во многих аспектах.
В первую очередь – это цвет. Дешевый материал достаточно трудно точно подогнать по цвету. В принципе, недостаточный уровень колористики и есть зачастую причина низкой стоимости автоэмали. Если вас устраивает ездить на «красноперке» - так в шутку называют машины, у которых вследствие плохого подбора цвета слегка отличаются по тону крылья, двери, бампера, то можно незначительно снизить стоимость ремонта за счет более дешевых эмалей.
Следующий аспект недостатка дешевых ЛКМ – это изменение их физико-химических свойств со временем. Это выцветание, адгезионные свойства (эмаль может со временем отслоиться от грунта), изменения толщины, уровня блеска и прочие.
Простые выводы
После покраски следует сборка, полировка, чистка салона, проверка, настройка и возврат автомобиля заждавшемуся владельцу.
Сделаем некоторые выводы по поводу того, что именно влияет на стоимость ремонта лакокрасочного покрытия и в каких моментах есть смысл экономить, а в каких этого делать не стоит.
1. Кузовные работы: зачастую стоимость работы специалиста по восстановлению поврежденной детали значительно превышает стоимость новой детали.
2. Подготовка к покраске: подготовка новой детали значительно проще, занимает в разы меньше времени и намного дешевле, чем подготовка восстановленной детали.
3. Качество лакокрасочных материалов на этапе покраски: подбор цвета – ключевой показатель качества ремонта в целом.