Недавно я познакомилась с еще одной сказкой на сюжет красавицы и чудовища - посмотрела аниме Ходячий замок Хоула" Миядзаки. В этой истории свой облик потеряла девушка, ее превратили в старушку, и она никому не может рассказать о себе. А юный и прекрасный чародей Хаул, весьма трепетно следящий за своей обольстительной внешностью, имеет репутацию бессердечного чудовища, который похищает юных девиц и ест их сердца в буквальном смысле. Героям предстоит узнать истинный облик и характер друг друга. Однако все оказывается несколько сложнее. Хоул действительно не имеет сердца - он отдал его падающей звезде, сохранив ей жизнь и заполучив огненного демона Кальцифера. Он и приводит в действие волшебный замок, который существует сразу в нескольких измерениях. А секрет Софи оказывается не таким уж секретом для чародея.
Меня заинтересовало сама идея превращения девушки в старушку: героиня лишилась всех привычных достоинств - юности, красоты, прелести. Софи изменилась не только внешне, она ощущает себя старухой и думать стала по-старушечьи. Визуальные образы просто восхитительны, особенно Хоул. Однако меня немного смутили некоторые логические нестыковки. Прежде всего то, что в финале могущественная Салиман заявляет, мол, можно заканчивать с "этой глупой войной". Складывается впечатление, что боевые действия продолжались исключительно ради перевоспитания Хоула. Я решила прочитать книгу Дианы Уинн Джонс "Ходячий замок"и убедилась, все было совсем не так. Не было ни бессмысленной войны со множеством попутных жертв, ни путешествий во времени. Как всегда мне хочется воскликнуть:"А книга лучше"!
Диана Уинн Джон пишет великолепно. Её слог лёгкий, воздушный, ироничный. Она играет словами и парадоксами.
"Летти бы очень вредила торговле, — объяснила Софи чепчику, украшая его шелковыми лентами розовато-серого, как сыроежка, оттенка. — Она бы даже в тебе, старушечка-дурнушечка, была писаной красавицей. Другие дамы глядели бы на нее и огорчались".
Условность сказки причудливо переплетается с ограничениями действительности. "Софи Хаттер была старшей из трех сестёр. И ладно бы родилась она в семье бедного дровосека - это сулило бы хоть какую-то надежду на успех". К сожалению, отец девушки владел процветающей шляпной лавкой, и в сказочном мире дочке благополучного буржуа светила скромная участь мирной обывательницы. По крайней мере так думала сама Софи. В книге семья героини занимает важное место. Подробно описаны её взаимоотношения с мачехой и сёстрами, они влияют на сюжет. В аниме показана лишь одна сестричка, да и то мельком, никакой роли в повествование она не играет. А в книге сестрёнки проходят собственный путь, и их судьбы тесно переплетаются с приключениями Софи. В младшую Марту влюбился подручных Хоула - в аниме это совсем маленький мальчик. За средней - Летти - тщетно ухаживает сам чародей.
Заколдовавшая Софи Болотная Ведьма в аниме где-то на середине истории лишается магии и становится безобидный, впавшей в детство бабушкой, а в книге борьба с ней продолжается до самого финала. Она по-настоящему опасна. И за ней стоит могущественная демон, у которого, впрочем, собственные цели. Придворный маг Салиман в аниме древняя волшебница, когда-то учившая Хоула и прочившая его в преемники, могущественная и почти всеведуща. Она легко лишает магии Болотную Ведьму, играет с Хоулом, подталкивая его к правильному решению. В книге такого персонажа нет. Старенькая учительница Хоула появляется в одном эпизоде и умирает, видимо, убитая Ведьмой. Придворный маг Салиман - молодой человек, из другого мира (из нашего мира!) до начала истории отправился на Болота сразиться с Ведьмой, которая угрожала дочери короля, и пропал. Его друг принц Джастин тщетно разыскивал след и тоже сгинул. Ведьма сумела справиться с обоими, разбила их на части, перемешала, перепутала, разбросала. И если в финале аниме пугало внезапно превращается в абсолютно незнакомого принца, то в книге герои обнаруживают разрозненные детали, заключённые в том числе и в пугале, собирают паззл, и перед ними предстают принц Джастин и Салиман, о которых вспоминали на протяжении всего повествования.
В книге чародей Хоул уроженец другого мира. Он явился из Уэльса - и то, какой наша реальность предстает перед пришельцами из сказки, составляет отдельное достоинство книги.
В аниме Хоул - фигура трагичная, им манипулируют, хуже того - он постепенно превращается в чудовище. В книге он гораздо более самостоятелен.
Над всяческого рода заклятьями Хоул работал гораздо усерднее и быстрее Майкла, и было видно, что снадобья он смешивает мастерски, но как-то небрежно. Судя по выражению лица Майкла, снадобья эти по большей части были весьма и весьма редкостные, а их приготовление отнимало много сил. Однако Хоул то и дело бросал все на середине и несся в свою комнату поглядеть, что там делается, — а делалось там нечто секретное и, вне всякого сомнения, злоехидное, — а потом выбегал во двор, чтобы повозиться с какими-то крупными чарами. Софи приоткрыла дверь и была потрясена, обнаружив, что элегантный чародей, связав длинные рукава сзади на шее, чтобы не мешали, стоит на коленях прямо в грязи и пристраивает какую-то ржавую угловатую железяку в загадочный механизм.
Хоул сам игрок и манипулятор, ловко воздействующий на окружающих.
С заказчиками из Портхавена Хоул вел себя точно так же учтиво и уступчиво, однако, как огорченно высказался Майкл, беда заключалась в том, что с них Хоул брал маловато. Майкл позволил себе подобные высказывания после того, как Хоул в течение часа выслушивал изложение причин, по которым жена рыбака пока не может заплатить ему тот пенни, а потом практически за бесценок принял у одного капитана заказ на заклинание попутного ветра. От упреков Майкла Хоул благополучно увильнул, закатив ему полномасштабный урок магии.
Чародей Хаул раскрывается постепенно. Он великолепен в своей неидеальности! Хаул мастерски проводит игру, используя собственные недостатки и обращает их в достоинства. Но и Софи оказывается не так проста - она владеет магией, что становится очевидно читателю еще до того, как догадывается сама героиня.