Пытаясь убедить, что Великий Тимур был гениальным администратором, его поклонники много чего могут перечислить. И со всем соглашусь. Но для безжалостного исторического процесса все его усилия прошли всуе… Отправляю к одному-единственному факту: Тимурова царства не существовало уже через десять лет после его смерти, кусок за куском от него откусывали Азербайджан, Иран, Ирак, Султанию, Кавзин, степные территории. Терзаемые взаимной ненавистью Тимуровы внуки, дети Мираншаха, рвали друг друга в клочья. На месте «Империи Туран» к 1419 году возникло множество беспрестанно воевавших друг с другом мелких княжеств с нечеткими границами, властители которых, дабы создать хотя бы видимость единства, сошлись на том, что следовало бы одного из своего круга провозгласить падишахом. Но и эта шаткая обманка недолго прожила. Но кое-что Тимур создал действительно на высшем государственном уровне, что осталось работать и после его смерти…
Перед прочтением новой порции баек, ознакомься с предыдущими двумя: здесь и здесь.
«Когда я почте служил ямщиком». Страсть Тимура к получению свежей многочисленной корреспонденции была неимоверной, куда до него нынешним овощам с айфонами, света белого (и дороги) не видящих от постоянного втыкания в дисплей. За какие тысячи миль он не уходил, где бы не воевал — получение дипломатической почты, отчетов сановников, семейно-личных посланий было приоритетным государственным долгом специальной службы. Еще со времен Чингисхана, она называлась ям.
Сеть таких почтовых станций-ямов была раскинута по всему государству. На каждом подворье имелось до 200 выносливых коняшек, полное содержание яма оплачивалось за счет специальных налогов местным населением. Испанский посол Клавихо, только въехав в пределы государства Тимура, был впечатлен организацией этой почтовой службы. И рвением, с каким гонцы-посланцы исполняли свои обязанности. Важность государственных дел была настолько высокой, что замена уставших лошадей могла происходить даже в чистом поле, при встрече любого путника или каравана. «Ямщик» с сопровождающими оставляли своих загнанных коняг и ...пересаживались на любых понравившихся. Отказ предоставить транспорт служивым людям карался смертью (на месте), так-то…
Испанцы впали в полный ступор, когда в окрестностях Самарканда, сопровождая одного из сыновей Тимура с блестящей свитой, были застигнуты приближающимся звоном колокольчиков на сбруе вестника-гонца. Обе его лошадки еле передвигали копыта, как и весь четвероногий транспорт гулямов-охранников. Молча поклонившись принцу, посланник сказал: «Именем Великого Эмира! Лошадей!». Свита царственного отпрыска и он сам беспрекословно полезли из седел…
Кстати, многие путешественники (не только испанцы), отмечали: на обочинах главных дорог державы Тимура валяется немало падших, загнанных гонцами лошадей. Вот так, господа сотрудники «Почты России», задумайтесь… гы. Особенно над тем, что за задержку корреспонденции или за (не приведи аллах!) ее утрату — повинных в этом государственном (!) преступлении укорачивали на голову.
Тимур-Экзорцист. В землях Великого Амира, особенно степных северо-восточных, было навалом шаманов, прорицателей, колдунов и прочей «паранормальной» человеческой нечисти. Хорошенько поскрести — можно было найти и в исламской Трансоксиане. Особо не заморачиваясь сыском — в землях персидского Хорасана. Под личиной пользовавшихся всенародным доверием дервишей часто скрывалось немало вероотступников, приобщенных к мистическим языческим ритуалам и практикам.
«Я видел, — рассказывает современник времен Тимура, — калантара (выборный глава деревни) с голым подбородком, облаченного в кусок войлока и не имевшего ни плаща, ни исподнего белья. Я сказал себе: «Вот человек, в котором все от головы до ног противоречит принципам Корана, и у меня нет уверенности в том, что он сможет прочесть «Фатиху». Их было полно в кишлаках, этих самых людей, наполовину дервишей, наполовину колдунов. Иногда доброжелательных, но чаще мстительных и зловредных, извергающих проклятия, справиться с которыми сами же были не властны».
Борьба с этим сбродом была головной болью любого властителя той эпохи. Со времен Чингисхана в Средней Азии произошел явный упадок ислама. Незадолго до рождения Тимура — усилиями иранских шахов запустился обратный процесс, кровавая религиозная реакция. Тимур сам столкнулся с этими проблемами, когда пришлось усмирять и карать несколько городов, которые взбунтовали полу-дервиши шамаистского издания. Поэтому вопросы колдовства и отступничества от ислама были под его зорким оком всегда. Так вот, полу-байка. «Полу», — потому что сохранилась в хрониках накоротке. А в таджикском народном фольклоре, и даже ближневосточном религиозном — довольно полно. Обобщаю, короче...
Возвратившись из очередного долгого похода, Тимур занялся разбором судебных тяжб, которые оставили на его рассмотрение. Верховный кади (судья) главного дивана (кабинет министров) по религиозным вопросам подсунул Великому прошение одного крестьянина из персидского Хорасана. Тот жалился на жуткое проклятье, которое наложил на него некий Аки Мухаммед-шах, мелкий бродячий колдунишка-дервиш. Чистая вода из ручья, которую наливал в поилки для овец прОклятый декханин, превращалась в яд. Деревенский колодец тоже стал источником отравы, стоило зачерпнуть из него живительной жидкости для стада. Так или иначе, но весь самоходный шашлык несчастного был отравлен или пал от жажды. Люди, рискнувшие попить этой водички,— не страдали даже изжогой. Их скот остался цел и невредим. Обвинения были столь необычны, что кади приказал изловить колдуна и доставить в Самарканд. После пристрастной беседы (с битИём, что определяет бытие), тот не раскололся, голосил священные тексты из Корана, крестьянина обвинил в ста ересях, коллегию богословов всячески троллил и выказывал явное неуважение к суду. Короче, обоих задержали и стали ждать Тимура.
Почему именно Тимура? Да потому что на самом высоком официальном уровне считалось, что Великий обладает сверхъестественными способностями. Серьезно, амигос. В мусульманской среде он считался посвященным, поэтому имел право демонстрировать свои способности предсказателя, вплоть до чтения мыслей. Это было «доказано» многочисленными улемами, богословами, даже шейхами (потомками пророка Мухаммеда), пруфов — тьма. Тимур поддерживал контакты с потусторонним миром посредством снов и с помощью посещавшего его существа, ангела. Или демона, если об этом писали недруги или ненавистники. Короче, некий дух посещал Великого регулярно особенно после тяжкой попойки. И собака такая, именно в те моменты, когда Тимур или его окружение упирались в какую-нить лютую дилемму. Военно-политическую или религиозную. Которую без килограмма водочки божественного вмешательства не разрешить.
Произошло такое чудесное снисхождение и в тот момент, когда Тимур приказал представить пред грозны очи свои крестьянина и дервиша-колдуна. Милостиво пообщавшись с обоими, прикрыл глаза. Многочисленные сановники и служители мусульманского культа отчаянно замахали руками и сделали страшные рожи, призывая многочисленный люд к полной тишине (дело было на площади перед дворцом, где Великий вершил свои суды). Пока электорат слушал жужжание пролетавших мух, Тимур безмолвствовал, превратившись в изваяние. Потом открыл глаза и глядя на крестьянина произнес:
«Мне приказано одарить тебя и возместить твои потери. Поэтому дарую тебе пятьсот овец и полтысячи ягнят. Ступай с миром и благодари аллаха за его милости! Суд окончен!».
После этого повернулся к секретарю-писцу, чтобы тиснуть на судебном решении специальным перстнем с вырезанными словами «Расти ва русти» (сила в справедливости) своё утверждение приговора. Народ тихо ахнул. Но как только золотой перстень-печать коснулся пергамента, дервиш Аки Мухаммед-шах (которого Тимур демонстративно игнорировал во время вынесения приговора) забился в страшном припадке. Пена летела из его щербатой пасти, язык извергал проклятия на незнакомых языках, его корчило и трясло в падучей. Гулямы-стражники в броне, бросившись к нему, как кегли разлетались по сторонам, отброшенные нечеловеческой силой колдуна.
Тимур встал и, равнодушно наблюдая за этой мизансценой, с усилием воткнул перстень в свиток. Дервиш обмяк, дернулся и затих. Великий Амир спокойно повернул голову к верховному кади-законнику:
«Дьявол слишком горделив, чтобы безропотно снести милость, доброту, справедливость и расположение аллаха. Вот тебе (указал на скрюченное тело перед креслом) и решение тяжбы. Бери этого нечистивца, он в твоей власти».
О как! Что сделали с колдуном-дервишем? Люди бают — сварили в огромном котле на рыночной площади Самарканда.
Продолжение следует…
Читайте по теме:
- Великий Тимур. Предъявите паспорт! Число-месяц