Влияние нового вируса на глобальную доступность продуктов питания, считают ученые, было до сих пор относительно умеренным. Проявится ли мировой продуктовый кризис в своей силе к концу года, как предупреждает ООН, или в 2021-м, с уверенностью сказать не может пока никто.
Однако, есть страны, которые даже во время глобального карантина активно занимались тем, чтобы у них такого кризиса не только не было, а создавали базу для хорошего потенциального заработка, если таковой все же наступит.
Уже с конца марта новости сообщают невеселую информацию о том, что во многих странах-производителях сельскохозяйственной продукции некому выходить на работу и собирать урожай, который просто гниет на полях. Такая ситуация до сих пор остается в Индии и многих странах Азии. В США, Германии, Италии работники ферм и животноводческих комплексов, обеспокоенные страхом заражения вирусом, во время карантина не выходили на работу. В США и Шотландии фермеры выливали молоко на улицу, так как кафе и рестораны не работали и отменили свои заказы. А в Индии – заживо хоронили куриц и цыплят, так как их нечем было кормить.
На этом фоне после Румынии, которая стала первой страной, ограничившей экспорт зерновых, в конце марта, такие шаги стали предпринимать и другие страны. Например, Казахстан, один из самых больших в мире поставщиков пшеничной муки, запретил экспорт не только этого продукта, а еще и моркови, гречки, сахара и картошки. А Сербия остановила экспорт подсолнечного масла и прочих растительных вкусностей. В апреле Россия также до 1 июля приостановила экспорт большинства зерновых: кукурузы, пшеницы, ржи, ячменя и их смесей во все страны кроме стран Евразийского экономического союза. А экспортирует Россия много - более 35 миллионов тонн пшеницы и 43 миллиона тонн прочих зерновых по данным сезона 2018-2019 годов[1].
По данным агентства Блумберг, обобщившего информацию от Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) о соотношении закупа продуктов питания к собственному количеству урожая, такие страны, как Индия, Китай, Саудовская Аравия, ОАЕ и большинство стран Африки закупают еды больше, чем сами производят. А вот Россия, США, Австралия, Испания, большая часть стран Латинской Америки и Восточной Европы являются в нетто экспортерами продуктов питания, то есть экспортируют больше, чем закупают[2]. Соответственно, можно делать выводы о том, как потенциальный продовольственный кризис может затронуть различные страны.
Основными культурами потребления, конечно же, являются зерновые и рис. Говоря о странах Азии, где рис имеет примарное значение в пище, 90% этого продукта также производится в Азии. Как можно предположить, Азия и потребляет примерно 90% всего мирового риса. Первая по экспорту риса – Индия, которая поставляет рис басмати в 90 стран мира. За ней идут Таиланд и Вьетнам.
Любая разбалансировка рынка, затруднения с логистикой и неопределенность всегда ведут и к росту цен. Так, в марте цена на рис взлетела в наивысшую точку за семь последних лет. Reuters подсчитал, что рост цены на белый рис только за период с 25 марта до 1 апреля составил 12%. Правда, стоит отметить, что цены на рис растут не только из-за пандемии: они начали повышаться еще с конца 2019 года, из-за жесткой засухи в Таиланде.
Несмотря на многократные предупреждения ООН о том, что в скором времени можно ожидать глобального продовольственного кризиса, многие страны и аналитики уверяют, что причин для сильного беспокойства пока нет. Так, в Индии еще в апреле один из министров заявил, что у них есть в запасах зерновых на 9 месяцев для всех и каждого живущего в этой стране[3].
Многие банковские эксперты тоже считают, что совсем драматических проблем не будет. Так, CoBank в США, который входит в группу Кредитной Системы Фермеров этой страны, и уже инвестировал 145 миллиардов долларов в индустрию сельского хозяйства, говорит, что причин для паники пока нет. А эксперты Rabobank, банка Нидерландского кооперативного холдинга, заявили, что «у нас не будет нехватки еды, но только в случае, если паника и торговые запреты не выйдут из-под контроля и все страны мира не закроют свой экспорт»[4].
По данным портала Би-Би-Си, который говорил со Доктором Петер Александер из Университета Эдинбурга, до сих пор кризис затронул продовольственные поставки в мире только в умеренном объёме. Однако, в будущем проблемы могут нарастать. Так, из-за весеннего карантина во всем мире, ожидается рост цен на продовольствие и ограниченное количество доступных опций для потребителей. Все это может привести к нищете и нехватке еды для многих миллионов[5].
Кстати, а знаете ли вы, что Китай у себя держит две трети всех мировых запасов риса? И наряду с этим эта страна продолжает закупать рис в огромных количествах. Так, в 2020 году Китай заявил о том, что они будут продолжать увеличивать закупки риса и многих других зерновых и прочих ресурсов потребления. Китай начал активно скупать рис на мировых рынках еще в самый разгар мирового карантина, в то время, когда все остальные страны остановили инвестиции. Интересно, что потребление риса в Китае в последние годы по подсчётам экспертов Rabobank упорно падает. Это выглядит не только отличным планом создать запасы для своей страны, но и прекрасным бизнес-мышлением на случай усугубления кризиса, не правда ли?
Мыслить широко и по-предпринимательски нужно не только в сфере продуктов питания. Ведь даже при полетах на Марс, к которым кроме Маска, интенсивно готовится и Китай, по информации НАСА, необходимы будут не только продукты питания, но и источники энергии и строительные материалы. Так, весной, во времена, когда все страны мира закрыли экономики и готовились к огромному удару от кризиса пандемии, Китай продолжал огромными темпами закупать ресурсы по всему миру, и не только продовольственные. С марта Китай закупает также еще и нефть, уголь и медь. Если нефти этой стране в марте 2020го надо было на 4.5% больше, чем в марте 2019-го года, то вот меди – на 13%, а угля – на 18%. Да и вообще, говорят аналитики, Китай – это огромная экономика, и в отличие от всех остальных стран мира, она может себе позволить продолжать развивать сферы своего рынка и во время пандемии - как строительство, так и производство и нефтепереработку.
Так, на сегодня ответа на вопрос, насколько глубок будет кризис продовольствия в мире, не знает никто. Однако уже сейчас понятно, у какой страны можно будет купить зерно и прочие ресурсы, если таковой все же наступит. А также, кто потенциально сможет дополнительно заработать при такой ситуации.
[2] https://www.bloomberg.com/news
[3] https://economictimes.indiatimes.com/news
[4] https://www.scmp.com/economy/global-economy/article/3077793/coronavirus-will-not-cause-global-rice-shortage-unless-panic