Найти тему
Еще раз про кино

Сложные судьбы звезд советского кино

Оглавление

Эти великолепные актеры исчезли с экранов на пике своей славы и возможностей. Причины тому разные. Кто-то не справился с популярностью, кого-то добила советская перестройка или жизненные обстоятельства. Но они были и остаются частью советского кинематографа.

Константин Григорьев

Константин Григорьев в роли начальника оперативного отдела Уголовного розыска. Кадр из кинофильма "Зеленый фургон", 1983 г., режиссер Александр Павловский, сценаристы Игорь Шевцов, Александр Козачинский, композитор Максим Дунаевский. Скриншот кадра для иллюстрации
Константин Григорьев в роли начальника оперативного отдела Уголовного розыска. Кадр из кинофильма "Зеленый фургон", 1983 г., режиссер Александр Павловский, сценаристы Игорь Шевцов, Александр Козачинский, композитор Максим Дунаевский. Скриншот кадра для иллюстрации

Амплуа Константина Григорьева в советском кино можно определить как "герой". Причем, его герой мог оказаться как со стороны зла, так и добра. В любом случае это была непередаваемая мужская харизма, за которую его ценили зрители, режиссеры и друзья.

В жизни к харизме добавлялся взрывной и независимый характер, поведение гуляки и ловеласа. Во время вечеринки в ресторане Всероссийского театрального общества 17 февраля 1984-го актер получил травму головы. Предположительно в результате драки. Ни официальное следствие, не расследование друга актера Бориса Борисова ("Строговы") результатов не дали. Существует несколько версий, кто мог это сделать. Большинство склоняется к тому, что Григорьев спровоцировал драку. Хотя Борисов, который был вместе с актером, утверждал, что ссоры в тот вечер ни с кем не было.

Константин Григорьев в роли Серого. Кадр из кинофильма "Трактир на Пятницкой", 1977 г., режиссер Александр Файнциммер, сценаристы Александр Дольский, Николай Леонов, композитор Андрей Эшпай. Скриншот кадра для иллюстрации
Константин Григорьев в роли Серого. Кадр из кинофильма "Трактир на Пятницкой", 1977 г., режиссер Александр Файнциммер, сценаристы Александр Дольский, Николай Леонов, композитор Андрей Эшпай. Скриншот кадра для иллюстрации

Григорьев выжил, но частично потерял память, не мог заучивать длинные тексты. В кино его больше не приглашали, роли в театре он не тянул. Григорьев скатился до нищенской и запойной жизни. С супругой развелся, с детьми не общался. О пропавшем с экранах актере ходили слухи, что он уехал за границу. Но позже о его печальной судьбе стало известно. Появились люди, которые помогали актеру выживать. Актер и режисер Александр Соловьев взял своего партнера по фильму "Зеленый фургон" на маленькую роль шизофреника в картину "По Таганке ходят танки" (1991). Это была последняя роль Константина Григорьева. В результате продолжительной болезни актер ушел в 2007 году в возрасте 70 лет.

Удивительно, но у актера почти не было главных ролей, в основном это были герои второго плана. Но Григорьев был очень популярным в свое время.

Лучшие фильмы актера: "Раба любви" (1975), "Трактир на Пятницкой" (1977), "Ищи ветра" (1979), "Остров сокровищ" (1982), "Зеленый фургон" (1983).

Юрий Богатырев

Юрий Богатырев в роли  Егора Шилова. Кадр из кинофильма "Свой среди чужих, чужой среди своих", 1974 г., режиссер Никита Михалков, сценаристы Никита Михалков, Эдуард Володарский, композитор Эдуард Артемьев. Скриншот кадра для иллюстрации
Юрий Богатырев в роли Егора Шилова. Кадр из кинофильма "Свой среди чужих, чужой среди своих", 1974 г., режиссер Никита Михалков, сценаристы Никита Михалков, Эдуард Володарский, композитор Эдуард Артемьев. Скриншот кадра для иллюстрации

Юрий Богатырев – один из самых востребованных актеров театра и кино советской эпохи. Его "крестным отцом" в кинематографе стал Никита Михалков. Участие в картинах этого режиссера принесло артисту небывалую популярность. Юрий Богатырев воспринимался как разноплановый актер и сильная творческая личность. Помимо артистической карьеры, он профессионально занимался живописью, рисовал шаржи. Казалось бы что еще нужно?

Однако друзья и коллеги актера отмечали противоречивость внешнего образа и внутреннего содержания личности актера. Фигура, рост, голос артиста создали впечатление этакого богатыря (под стать фамилии) с соответствующим характером и здоровьем. Те, кто знали актера лучше, отмечали мягкость его характера, неуверенность и ранимость. Преподаватель Щукинского училища Юрий Катин-Ярцев очень переживал за своего подопечного, считал, что ему непросто будет выжить в актерской среде с такой ранимой душой.

Кинематограф использовал фактурность актера в полной мере. Даже Никита Михалков проигнорировал желание Богатырева сыграть мягкого и чувствительного Обломова и дал ему роль сильного Штольца. Образ Штольца вышел великолепным, как и все другие, созданные Богатыревым. Причем, ему удалось добавить сухому Штольцу своей чувственности и эмоциональности. Вспомните, например, эпизод прощания молодого Штольца с дворней, провожающей его вместо отца. Или сцену поедания позднего ужина вместе с Обломовым.

В отличие от кинематографа мягкость актера использовало его окружение. Богатырев слыл бессеребренником. Но может потому, что просто не мог ничего накопить. Ему неловко было отказать в любой просьбе, и не только в денежной.

Юрий Богатырев в роли  Филиппка. Кадр из кинофильма "Объяснение в любви", 1977 г., режиссер Илья Авербах, сценаристы Павел Финн, Евгений Габрилович. Скриншот кадра для иллюстрации
Юрий Богатырев в роли Филиппка. Кадр из кинофильма "Объяснение в любви", 1977 г., режиссер Илья Авербах, сценаристы Павел Финн, Евгений Габрилович. Скриншот кадра для иллюстрации

Пожалуй лучше всего совпала с характером Богатырева роль журналиста в картине "Объяснение в любви" (1977). Этого огромного человека любимая женщина (да и не только она) иначе как Филиппок и не называет, подчеркивая "детскость" его характера.

Несмотря на внешний вид здоровяка Богатырев страдал от сердечного заболевания. К этому добавилась депрессия, которую близкие к актеру коллеги объясняют неуверенностью в завтрашнем дне. Перестроечные ветры меняли кинематограф, возможно Богатырев боялся будущей невостребованности. Врачи прописали ему антидепрессанты, но актер не отказывался и от алкоголя. 1 февраля 1989 года Богатырев по обыкновению принял привычное лекарство перед сном, но случился сердечный приступ. Врачи скорой помощи ввели препарат, несовместимый с антидепрессантами. В этот же день актера не стало. Ему был 41 год.

Позже пошли слухи, что депрессия актера была вызвана его нетрадиционной ориентацией. Косвенным доказательством называли его брак с Надеждой Серой, который был фиктивным. Однако сценарист и режиссер Александр Адабашьян, который много работал с Богатыревым, утверждает, что ничего подобного никто из окружения не замечал. А злопыхателей у Богатырева хватало. Кстати, Надежда Серая не скрывала, что брак они заключили ради прописки Богатырева в Москве. Что не было такой уж редкостью в советское время.

В фильмографии актера 49 ролей. Из них большинство – главные или значимые роли второго плана. Лучшие фильмы: "Свой среди чужих, чужой среди своих" (1974), "Два капитана" (1976), "Неоконченная пьеса для механического пианино" (1976), "Объяснение в любви" (1977), "Открытая книга" (1977), "Родня" (1981), "Нежданно-негадано" (1982).

Продолжение рассказа о замечательных советских актерах следует.

Друзья, читайте на канале и другие статьи о кино по ссылкам:

Актеры, которых невзлюбили зрители за отрицательные роли

Принцессы советского кино. Судьба красавиц

Подписывайтесь на канал, будем обмениваться впечатлениями. Спасибо за внимание, друзья! За лайки отдельное спасибо!

#кино #советское кино #советские актеры #судьбы советских актеров #биографии актеров