Как мы выяснили в предыдущей главе, человек заботится о двух уровнях повышения комфорта,- физиологическом или материальном и ментальном или образном.
Последний для человека оказывается зачастую важнее первого.
При построении образов человек широко использует речь, слова как инструмент описания.
Редкие особи человеческого вида легко переносят собственный негативный образ. Подавляющее большинство стремится думать о себе позитивно и еще более позитивно преподносить себя другим людям.
В данном случае многообразие лингвистических терминов играет очень важную роль. Любое качество может быть описано разными способами с использованием разных слов.
И вот "скряга", "жадина" и "скупердяй" оказывается "бережливым", "запасливым", "домовитым"
"Трус" оказывается "осторожным".
"Лентяй" "рационально расходующим силу и время"... И т.д.
И поскольку любое качество может иметь как позитивные, так и негативные проявления, что зависит от обстоятельств и степени его выражения, то каждый из людей в той или иной степени приукрашивает себя как в своих собственных глазах, так и в глазах других, рисуя перед ними свой красочный портрет.
Причем, поступки человека могут радикально противоречить его мыслям о самом себе и рассказам другим людям, но он совершенно искренне этого не замечает!
Иногда встречаются исключения. Однако они крайне редки, поскольку трезвая самооценка требует много силы и мужества, а также желания менять себя, ведь признание недостатков требует дальнейших действий, то есть исправления признанного.
Но среднестатистическое большинство человечества к этому не стремится, ПУК реализуется в этом случае наиболее ярко и даже ожесточенно. Любое указание человеку на несоответствие его поведения, тому качеству, которое он себе приписывает, вызовет протестную реакцию вплоть до открытого противостояния. Покушение на собственный образ воспринимается как одно из наиболее грубых нарушений личностного пространства.
Поэтому человек лжив.
В первую очередь в отношении собственной самооценки. А далее эта ложь проникает во все сферы человеческих взаимоотношений, во все уголки социальной сферы.
.........................................................
С вами был Дункан Поклауд (русская служба Е-Би-Си)
Спасибо за внимание!