Найти тему

Время, когда Россия была "впереди планеты всей" в области...архитектуры

Сразу оговорюсь: речь здесь не пойдёт о средневековой архитектуре и архитектуре 17 века. Архитектурные стили, которые в эти времена развивались в разных частях света, были уникальны в каждой стране, и многие страны дали миру неповторимые образцы национальной архитектуры, И то обстоятельство, что готическая архитектура, например, перешагнула границы Франции, дела не меняет: Франция - родина готического собора, и оспаривать её первенство никому в голову не придёт, хотя и в Испании, и в Германии, и в других европейских странах существуют прекрасные образцы готических сооружений.

Россия, в свою очередь, сохранила для мира огромный массив архитектуры византийского стиля, обогащённый уникальным опытом русских, а впоследствии, в 15-16 веках, и итальянских мастеров.

Русское "дивное узорочье" 17 века вообще не имеет аналогов в мировой архитектуре.

Я уже не говорю о деревянном зодчестве, вовсе не свойственном западно-европейской традиции каменного строительства.

Но это всё сугубо национальные стили архитектуры.

Общеевропейские барокко и классицизм пришли в Россию с некоторым запозданием по отношению к западно-европейским странам. При этом барокко всё равно приобрело на нашей почве ряд сугубо национальных особенностей. Классицизм же вошёл в жизнь российских городов во второй половине 18 века, в период, который, применительно к Западной Европе, большинство исследователей называют уже "нео-классицизмом", то есть эпохой переосмысления первоначального классицизма 17 века.

Я же предлагаю поговорить об эпохе, когда один и тот же архитектурный стиль распространился одновременно и в Западной Европе, и в России.

-2

Итак, конец 19 - начало 20 века, вплоть до Первой мировой войны. Модерн. Имевший множество разных названий в разных странах, где он развивался. "Модерн-стайл" в Англии, "ар-нуво" во Франции, "югендстиль" в Германии, "сецессион" в Австрии, "Тиффани" в США...

В России - модерн

Россия породила огромное количество выдающихся архитекторов и подарила миру множество блистательных образцов этого стиля, стоящих в одном ряду, а иногда и превосходящих западные образцы.

И хотя стиль модерн успешно развивался в Англии, Франции, Бельгии, Испании, Австрии, Венгрии и многих других странах, Россия в этом ряду занимает одно из ведущих мест.

И пусть у всех на уме и на устах имя Антонио Гауди, всё же не он один составил славу архитектурного модерна. Предлагаю поговорить сегодня о некоторых творениях одного из значительнейших русских архитекторов модерна - Льва Кекушева. Существует даже специальный термин для характеристики его творчества: "кекушевский модерн".

Особняк Листа в Глазовском переулке
Особняк Листа в Глазовском переулке

Кекушеву принадлежит авторство здания, считающегося первым целостным образцом модерна в Москве. Это представленный на фото дом в Глазовском переулке, который Кекушев строил для себя в 1898-1899 гг., однако очень скоро, в 1900 году продал его московскому предпринимателю Отто Листу.

Уже в этой ранней постройке мы видим характерные черты модерна. Это и своеобразная игра объёмов, и большие окна разнообразной формы, являющиеся не только функциональным элементом, но и самостоятельной выразительной деталью.

Особняк Листа в Глазовском переулке: деталь оформления фасада
Особняк Листа в Глазовском переулке: деталь оформления фасада

Ещё одна характерная особенность модерна - красочные мозаичные панно в оформлении фасадов.

Особняк Листа в Глазовском переулке. Деталь оформления фасада.
Особняк Листа в Глазовском переулке. Деталь оформления фасада.

А это уже деталь индивидуального почерка архитектора, своеобразная подпись Кекушева: изображение льва под верхним карнизом.

Этот особняк Кекушев продал Листу, потому что дом чрезвычайно понравился предпринимателю, и он предложил такую цену, что Кекушев не смог отказаться.

Однако потом Кекушев построил для своей семьи ещё один знаменитый московский особняк - на Остоженке.

Особняк Кекушева на Остоженке: общий вид и фрагмент парадной лестницы
Особняк Кекушева на Остоженке: общий вид и фрагмент парадной лестницы

Здесь мы видим творение уже зрелого мастера, в своё время восхитившее знатоков и ценителей архитектуры. Вот что написал об этом художник-архитектор Б. Николаев:

«К лучшим постройкам … общеевропейского направления следует отнести произведения инженера-художника Кекушева. У него разбросанность и неясность композиции бросаются в глаза менее, чем у кого-либо, и можно проследить общую идею композиции без особого затруднения. Хотя и он не избег общего увлечения колоссальным единственным окном, но у него эта деталь умело обработана и кажется даже как бы нужною, как бы вытекающею органически из самих условий композиции...».

И снова "подпись" Кекушева - лев на крыше. Правда, сейчас это не тот лев, который был водружён при постройке особняка. В 20-е годы прошлого века тот лев пропал, и долго особняк был лишён этого своеобразного завершения. Но в 2017 году, в ходе реставрационных работ, важный элемент композиции был возвращён на законное место.

По проектам Льва Кекушева в период с 1898-1899 по 1912 годы были построены и другие замечательные особняки в Москве.

Особняк купца Носова на Электрозаводской улице
Особняк купца Носова на Электрозаводской улице
Особняк Коробковой на Пятницкой улице
Особняк Коробковой на Пятницкой улице
Особняк Миндовского на Поварской улице
Особняк Миндовского на Поварской улице

Получал Кекушев также и заказы на строительство крупных общественных зданий. Правда, заказ на строительство гостиницы "Метрополь" ему не достался, хотя он на него и претендовал. Однако по его проектам построены, например, Ново-Никольские торговые ряды на Никольской улице.

Ново-Никольские торговые ряды
Ново-Никольские торговые ряды

Кроме того, уже с середины 19 века в моду в Москве вошла ещё одна градостроительная новация: доходные дома. Главными их заказчиками были богатые домовладельцы. Доходные дома - это многоквартирные дома для сдачи квартир внаём. Но ошибкой было бы думать, что эти дома строились из расчёта "побольше и попроще", чтобы побыстрее получить доход от аренды. Нет, это были совсем иные проекты. Эти дома задумывались как самое что ни на есть элитное жильё для наиболее взыскательной публики. В доходных домах появлялись первые в Москве мраморные ванны, телефоны и прочие чудеса техники и благоустройства. И совершенно не удивительно, что интерьеры таких домов отличались такой же роскошью, что и интерьеры частных особняков.

Большое количество доходных домов в стиле модерн сохранилось в Москве. Среди них - замечательные творения Льва Кекушева.

Таков, например, дом номер 28 на Пречистенке.

Доходный дом Исакова на Пречистенке
Доходный дом Исакова на Пречистенке

Это чрезвычайно интересный проект Кекушева. И очень характерное для Москвы место. На фото видно, что кекушевский дом находится буквально напротив строения в классицистском стиле, с торжественной колоннадой.

Галерея искусств Зураба Церетели на ул. Пречистенка, 17
Галерея искусств Зураба Церетели на ул. Пречистенка, 17

Это здание возведено в 18 веке. Есть предположение, что его автор - великий русский архитектор Матвей Казаков.

И, как это часто бывает в Москве, где перемешаны все эпохи и стили, прямо напротив этого здания в самом начале 20 века строит многоэтажный доходный дом архитектор Лев Кекушев.

Фасад дома Исакова со стороны Пречистенки
Фасад дома Исакова со стороны Пречистенки

И Кекушев совершенно не боится этого вызывающего соседства. Он не пытается сгладить противоречия. Напротив, он смело бросает вызов своему замечательному предшественнику. Но делает это так артистично и с таким изяществом, что не остаётся сомнений: оба эти здания имеют право стоять здесь, друг напротив друга, в самом центре Москвы. Хотя между ними полтора века, но оба они формируют уникальный исторический облик этого удивительного города, в котором мирно уживаются, иногда на расстоянии нескольких метров друг от друга, век восемнадцатый с веком двадцатым - или век семнадцатый с веком девятнадцатым.

Фрагмент карниза и декора фасада
Фрагмент карниза и декора фасада

Только посмотрите на эту изысканную, текучую, такую модерновую линию карниза и весь этот сложнейший и необычайно эффектный декор.

-15

Несомненно, фасад доходного дома Исакова, выстроенного по проекту Кекушева - одно из украшений Пречистенки, которая, в свою очередь, по праву числится среди красивейших улиц Москвы.

Русский модерн внёс свой заметный вклад в мировую архитектуру конца 19 - начала 20 века. Вот что написал знаменитый французский поэт Луи Арагон после своей поездки в Москву в 1930 году:

"Путь мой, который я, всегда пешком, проделывал по Арбату, проходил мимо множества зданий, которые могли соперничать с постройками Парижа, Барселоны или Брюсселя. Их прихотливый декор принадлежал исканиям тридцатилетней давности…"

Не только Лев Кекушев украсил Москву красивейшими постройками в стиле модерн. И не только в Москве представлен этот общеевропейский стиль, в развитии которого русские архитекторы сыграли значительную роль.

И не только в модерне русские, а затем советские архитекторы достигли мировых высот.

Но обо всём этом - при следующих наших встречах. Если интересно, подписывайтесь на канал.