Сразу оговорюсь: речь здесь не пойдёт о средневековой архитектуре и архитектуре 17 века. Архитектурные стили, которые в эти времена развивались в разных частях света, были уникальны в каждой стране, и многие страны дали миру неповторимые образцы национальной архитектуры, И то обстоятельство, что готическая архитектура, например, перешагнула границы Франции, дела не меняет: Франция - родина готического собора, и оспаривать её первенство никому в голову не придёт, хотя и в Испании, и в Германии, и в других европейских странах существуют прекрасные образцы готических сооружений.
Россия, в свою очередь, сохранила для мира огромный массив архитектуры византийского стиля, обогащённый уникальным опытом русских, а впоследствии, в 15-16 веках, и итальянских мастеров.
Русское "дивное узорочье" 17 века вообще не имеет аналогов в мировой архитектуре.
Я уже не говорю о деревянном зодчестве, вовсе не свойственном западно-европейской традиции каменного строительства.
Но это всё сугубо национальные стили архитектуры.
Общеевропейские барокко и классицизм пришли в Россию с некоторым запозданием по отношению к западно-европейским странам. При этом барокко всё равно приобрело на нашей почве ряд сугубо национальных особенностей. Классицизм же вошёл в жизнь российских городов во второй половине 18 века, в период, который, применительно к Западной Европе, большинство исследователей называют уже "нео-классицизмом", то есть эпохой переосмысления первоначального классицизма 17 века.
Я же предлагаю поговорить об эпохе, когда один и тот же архитектурный стиль распространился одновременно и в Западной Европе, и в России.
Итак, конец 19 - начало 20 века, вплоть до Первой мировой войны. Модерн. Имевший множество разных названий в разных странах, где он развивался. "Модерн-стайл" в Англии, "ар-нуво" во Франции, "югендстиль" в Германии, "сецессион" в Австрии, "Тиффани" в США...
В России - модерн
Россия породила огромное количество выдающихся архитекторов и подарила миру множество блистательных образцов этого стиля, стоящих в одном ряду, а иногда и превосходящих западные образцы.
И хотя стиль модерн успешно развивался в Англии, Франции, Бельгии, Испании, Австрии, Венгрии и многих других странах, Россия в этом ряду занимает одно из ведущих мест.
И пусть у всех на уме и на устах имя Антонио Гауди, всё же не он один составил славу архитектурного модерна. Предлагаю поговорить сегодня о некоторых творениях одного из значительнейших русских архитекторов модерна - Льва Кекушева. Существует даже специальный термин для характеристики его творчества: "кекушевский модерн".
Кекушеву принадлежит авторство здания, считающегося первым целостным образцом модерна в Москве. Это представленный на фото дом в Глазовском переулке, который Кекушев строил для себя в 1898-1899 гг., однако очень скоро, в 1900 году продал его московскому предпринимателю Отто Листу.
Уже в этой ранней постройке мы видим характерные черты модерна. Это и своеобразная игра объёмов, и большие окна разнообразной формы, являющиеся не только функциональным элементом, но и самостоятельной выразительной деталью.
Ещё одна характерная особенность модерна - красочные мозаичные панно в оформлении фасадов.
А это уже деталь индивидуального почерка архитектора, своеобразная подпись Кекушева: изображение льва под верхним карнизом.
Этот особняк Кекушев продал Листу, потому что дом чрезвычайно понравился предпринимателю, и он предложил такую цену, что Кекушев не смог отказаться.
Однако потом Кекушев построил для своей семьи ещё один знаменитый московский особняк - на Остоженке.
Здесь мы видим творение уже зрелого мастера, в своё время восхитившее знатоков и ценителей архитектуры. Вот что написал об этом художник-архитектор Б. Николаев:
«К лучшим постройкам … общеевропейского направления следует отнести произведения инженера-художника Кекушева. У него разбросанность и неясность композиции бросаются в глаза менее, чем у кого-либо, и можно проследить общую идею композиции без особого затруднения. Хотя и он не избег общего увлечения колоссальным единственным окном, но у него эта деталь умело обработана и кажется даже как бы нужною, как бы вытекающею органически из самих условий композиции...».
И снова "подпись" Кекушева - лев на крыше. Правда, сейчас это не тот лев, который был водружён при постройке особняка. В 20-е годы прошлого века тот лев пропал, и долго особняк был лишён этого своеобразного завершения. Но в 2017 году, в ходе реставрационных работ, важный элемент композиции был возвращён на законное место.
По проектам Льва Кекушева в период с 1898-1899 по 1912 годы были построены и другие замечательные особняки в Москве.
Получал Кекушев также и заказы на строительство крупных общественных зданий. Правда, заказ на строительство гостиницы "Метрополь" ему не достался, хотя он на него и претендовал. Однако по его проектам построены, например, Ново-Никольские торговые ряды на Никольской улице.
Кроме того, уже с середины 19 века в моду в Москве вошла ещё одна градостроительная новация: доходные дома. Главными их заказчиками были богатые домовладельцы. Доходные дома - это многоквартирные дома для сдачи квартир внаём. Но ошибкой было бы думать, что эти дома строились из расчёта "побольше и попроще", чтобы побыстрее получить доход от аренды. Нет, это были совсем иные проекты. Эти дома задумывались как самое что ни на есть элитное жильё для наиболее взыскательной публики. В доходных домах появлялись первые в Москве мраморные ванны, телефоны и прочие чудеса техники и благоустройства. И совершенно не удивительно, что интерьеры таких домов отличались такой же роскошью, что и интерьеры частных особняков.
Большое количество доходных домов в стиле модерн сохранилось в Москве. Среди них - замечательные творения Льва Кекушева.
Таков, например, дом номер 28 на Пречистенке.
Это чрезвычайно интересный проект Кекушева. И очень характерное для Москвы место. На фото видно, что кекушевский дом находится буквально напротив строения в классицистском стиле, с торжественной колоннадой.
Это здание возведено в 18 веке. Есть предположение, что его автор - великий русский архитектор Матвей Казаков.
И, как это часто бывает в Москве, где перемешаны все эпохи и стили, прямо напротив этого здания в самом начале 20 века строит многоэтажный доходный дом архитектор Лев Кекушев.
И Кекушев совершенно не боится этого вызывающего соседства. Он не пытается сгладить противоречия. Напротив, он смело бросает вызов своему замечательному предшественнику. Но делает это так артистично и с таким изяществом, что не остаётся сомнений: оба эти здания имеют право стоять здесь, друг напротив друга, в самом центре Москвы. Хотя между ними полтора века, но оба они формируют уникальный исторический облик этого удивительного города, в котором мирно уживаются, иногда на расстоянии нескольких метров друг от друга, век восемнадцатый с веком двадцатым - или век семнадцатый с веком девятнадцатым.
Только посмотрите на эту изысканную, текучую, такую модерновую линию карниза и весь этот сложнейший и необычайно эффектный декор.
Несомненно, фасад доходного дома Исакова, выстроенного по проекту Кекушева - одно из украшений Пречистенки, которая, в свою очередь, по праву числится среди красивейших улиц Москвы.
Русский модерн внёс свой заметный вклад в мировую архитектуру конца 19 - начала 20 века. Вот что написал знаменитый французский поэт Луи Арагон после своей поездки в Москву в 1930 году:
"Путь мой, который я, всегда пешком, проделывал по Арбату, проходил мимо множества зданий, которые могли соперничать с постройками Парижа, Барселоны или Брюсселя. Их прихотливый декор принадлежал исканиям тридцатилетней давности…"
Не только Лев Кекушев украсил Москву красивейшими постройками в стиле модерн. И не только в Москве представлен этот общеевропейский стиль, в развитии которого русские архитекторы сыграли значительную роль.
И не только в модерне русские, а затем советские архитекторы достигли мировых высот.
Но обо всём этом - при следующих наших встречах. Если интересно, подписывайтесь на канал.