В своей публикации о легковых «миллионниках» я упомянул, что на ГАЗе грузовик с надписью 1 000 000 на облицовке вышел намного раньше, чем его легковой собрат. А как же обстояли дела на других ведущих заводах? Успели они выпустить свою юбилейную продукцию до развала Советского Союза?
Горьковский автозавод (ГАЗ) – первый и по алфавиту, и по первому миллиону грузовиков. Путь от первой «полуторки», сошедшей с его конвейера 29 января 1932 года, до юбилейного автомобиля, выпущенного в 1948 году, занял 16 лет. Всего 15 000 экземпляров не хватило ГАЗ-АА, чтобы стать первым «миллионником» в истории завода – на конвейер встал ГАЗ-51, и почетная роль досталась ему.
Впрочем, мощности завода к тому моменту позволяли уже настолько быстро штамповать «газончики», что уже через 33 года (24 марта 1981) конвейер в Горьком покинул ГАЗ-52 с ярким транспарантом «10 000 000».
Московский автомобильный завод им. Лихачева (ЗИЛ). Так как свою историю предприятие вело с дореволюционных времен, то и ассортимент грузовиков, которые он выпускал, был богатым. Однако считать всю свою выпущенную автопродукцию москвичи не стали, и отсчет первого миллиона начали со старта серийного производства модели ЗИЛ-130 в 1964 году. Первый «миллионник» покинул конвейер 3 июля 1974 года. Честь стать юбилейным автомобилем выпала на долю ЗИЛ-130Г1.
Отмечу, что 2-миллионнный ЗИЛ-130-80 был собран 7 мая 1982 года. А последняя «стотридцатка», на тот момент уже называвшаяся ЗИЛ-431410, была выпущена 30 декабря 1994 года и несла порядковый номер 3 388 312.
Камский автозавод (КАМАЗ) - самое молодое предприятие по выпуску грузовиков в СССР. Начав серийный выпуск 16 февраля 1976 года, уже 10 июля 1979 года завод выпустил 100-тысячный грузовик. Всего три года понадобилось современному заводу, чтобы преодолеть первую крупную отметку. Для понимания: КрАЗу на это понадобилось девять лет, а МАЗу - целых двенадцать, ровно столько, сколько КАМАЗу для выпуска своего «миллионника». 18 октября 1988 года из цехов автозавода выкатился КамАЗ-5320 с надписью «1 000 000».
Впрочем, это при Советском Союзе производство в Набережных Челнах могло похвастаться такими темпами. Реалии рыночной экономики внесли свои коррективы, и путь ко второму «миллионнику» занял в два раза больше – 2-миллионный КАМАЗ был собран только 15 февраля 2012 года.
Минский автомобильный завод (МАЗ). Белорусы начали сборку своих грузовиков в 1947 году. Однако, несмотря на то, что завод был построен практически с нуля, похвастаться огромным выпуском автомобилей он так и не смог. Два поколения МАЗов сменилось на конвейере, и третье успело претерпеть модернизацию, прежде чем 14 апреля 1989 года в Минске собрали свой «миллионник». Юбиляром стал седельный тягач МАЗ-64221.
Увы, никакой точной информации, смог ли МАЗ к настоящему времени изготовить свой второй миллион грузовиков или нет, обнаружить не удалось…
Уральский автомобильный завод («Урал») – еще одно предприятие, успевшее во времена Советского Союза выпустить свой миллионный грузовик. Выпуск знаменитых «трехтонок» ЗИС-5В в Миасе начали 8 июля 1944 года. Пока завод шел к своему «миллионнику», на конвейере успели побывать три модели, и только четвертая позволила перевалить за красивую отметку «1 000 000».
Юбилейный грузовик собрали 21 февраля 1986 года. Автомобилем с красивой цифрой над кабиной стал бортовой Урал-4320. Интересно, что свой «миллионник» уральцы собрали на три года раньше, чем минчане. Ровно настолько же, насколько позже МАЗ начал выпускать свою продукцию.
А единственным, кто не успел в СССР получить свой «миллионник», оказался Кременчугский автомобильный завод (КрАЗ). Свой первый грузовик украинцы собрали к 1 мая 1959 года – им стал самосвал КрАЗ-222 «Днепр». Однако показать темп производства, как у своих коллег по цеху, несколько раз перепрофилированному заводу оказалось не по силам. Так что единственной серьезной цифрой, которой смогло похвастаться предприятие, стал 500-тысячный автомобиль, изготовленный в апреле 1984 года. Им стал вездеход КрАЗ-260.
Впрочем, одна модель КрАЗа все же стала «миллионником». КрАЗ-6322 «Солдат» изображен на памятной монете номиналом в 10 гривен, введенной в обращение Нацбанком Украины в 2019 году. Тираж составил как раз 1 000 000 штук.