Для того чтобы снизить для себя опасность быть вовлечённым в противоправную деятельность, необходимо сознательно относиться к своим поступкам и действиям, быть сильным внутренне, иметь надёжных друзей. Важно иметь твёрдую установку на неприятие противоправной деятельности, чтобы на все подозрительные уговоры сказать решительно «Нет!».
Поведение молодых людей во многом обусловлено, с одной стороны, внешними факторами – социальной средой, т.е. вашим окружением, системой ценностей, принятых в обществе; с другой стороны – внутренними факторами – жизненным опытом, приобретённым в семье, школе, в процессе общения с друзьями, некоторыми врождёнными качествами, такими, как ваш темперамент. Выделяют четыре типа темперамента: сангвиник, холерик, меланхолик и флегматик.
Отметим наиболее характерные черты поведения человека по типам темперамента.
Сангвиник – человек, отличающий быстротой возбудимостью, ярким внешним выражением своих эмоций и лёгкой их сменяемостью. Как правило, это весёлые, подвижные, горячие, энергичные, впечатлительные, любящие поговорить люди.
Холерик - сильный, но неуравновешенный, легко раздражающий и не очень-то быстро успокаивающий человек. Чаще всего он вспыльчив и прямолинеен.
Меланхолик – слабый, быстро истощающийся и медленно восстанавливающий человек.
Флегматик – сильный, уравновешенный тип человека. Он спокоен, ровен, готов нести на своих плечах любую ношу. Его деловые качества – устойчивость и упорство в труде.
Принято считать, что тип темперамента зависит от типа, ритма и интенсивности основных психических процессов.
Нельзя говорить о «плохом» или «хорошем» темпераменте. Это врождённые особенности человека и изменить их невозможно. Однако эти особенности нужно знать и учитывать, чтобы в случае необходимости изменить своё поведение.
Таким образом, человек при желании и в определённых условиях может изменить своё поведение.
Так, сангвиник способен достичь больших результатов, если будет меньше переживать, а больше действовать, целенаправленно доводить до конца задуманное.
Холерик должен воспитывать в себе психологическую уравновешенность, сдержанность, чтобы не поддаваться быстро эмоциям. Прежде чем что-то сгоряча сделать, необходимо задать себе два вопроса: «Зачем мне это нужно?» и «К чему это приведёт?» - и только после обоснованного ответа ни нах принимать решение и действовать.
Меланхолику можно посоветовать научиться более оперативно переключать внимание с одного вида деятельности на другой и быть готовым прийти на помощь окружающим в соответствующих ситуациях, возникающих в повседневной жизни.
Флегматик не должен останавливаться на достигнутом, а должен постоянно ставить перед собой наиболее трудные, но выполнимые задачи и добиваться осуществления задуманного.
В подростковом возрасте каждый день приносит что-то новое и неожиданное. Вы открывайте для себя новые интересные книги и фильмы. Вы начинайте многое видеть по-новому. Вы начинайте делать радостные открытия и в учёбе, и в личной жизни. Вы начинайте на основе традиционных норм выстраивать отношения к себе, другим людям, стране, в которой вы живёте. Такие понятия, как Отечество, малая родина, родная земля, родной язык, семья, дом, начинают наполняться для вас конкретным содержанием и смыслом.
У вас не только возникает чувство уверенности в себе и способность полагаться на себя, но и формируются способы поведения, позволяющие в дальнейшем справляться с жизненными трудностями. Сила духа формируется в преодоление трудностей, так же как сила мышц – в преодолении тяжестей.
В этом возрасте возникает интерес к противоположному полу, приходит пора первой влюбленности. Вы впервые начинайте задумываться о выборе жизненного пути, о своей будущей профессии.
Ваши ровесники добиваются результатов в большом спорте. И вам тоже может захотеться встать взрослым сразу, в один день.
В это период и появляется реальная возможность подпасть под влияние лиц не придерживающих общих правил поведения в обществе.
Вам необходимо запомнить, что взрослость приходит к человеку постепенно, в процессе его социального развития, формирования у него жизненного опыта, на основе определённых нравственных позиций, качеств и убеждений, в числе которых:
- стремление к познанию окружающего мира и себя в нём;
- любовь к своему Отечеству;
- уважительное отношение к истории, культуре, традициям своего народа;
- формирование способностей к труду и самодисциплине;
- стремление быть честным, справедливым и отзывчивым, терпимо относящимся к мнению и образу жизни окружающих;
- научиться жить в согласие с собой и окружающими;
- формирование современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности.
Возрастает потребность личности в знаниях и умениях адекватно реагировать на опасности, возникающие в процессе повседневной жизни, и в обеспечение защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства. Пи этом принято считать, что:
- интересы личности состоят в реализации конституционных прав и свобод, в обеспечении личной безопасности, в повышение качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллектуальном развитии человека и гражданина;
- интересы общества состоят в упрочении демократии, в создании правового, социального государства, в достижении и подержании общественного согласия, в духовном обновлении России;
- интересы государства состоят в незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, в политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и подержании правопорядка, в развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.
Профилактика вовлечения в противоправную деятельность и формирование ответственного поведения личности тесно связаны с вашей нравственностью. В словаре С.И. Ожегова нравственность трактуется как правила, определяющие поведение человека в обществе, а также выполнение этих правил.
Выработка правил поведения предполагает следование определённым жизненным ориентирам. К ним можно отнести:
- чётко сформулированную цель жизни и обладание психологической устойчивостью в различных жизненных ситуациях;
- стремление быть хозяином своей жизни;
- стремление получать от каждого прожитого дня хотя бы мельнике радости;
- развитие чувства самоуважения;
- регулярное занятие спортом в секции или во дворе;
- чувство оптимизма;
- отрицательное отношение к употреблению наркотиков и антиобщественному поведению;
- формирование ответственного поведения;
Социальная зрелость человека определяется: завершённым образованием, приобретением стабильной профессии, экономической самостоятельностью, политическим и гражданским совершеннолетием, способностью создать прочную семью. Все эти условия, требующие высокого уровня самосознания и ответственности за свои решения и поступки, начинают формироваться в 12-13 лет и развиваются в процессе повседневной жизни при общении с родителями, со взрослыми, в первую очередь с педагогами в процессе обучения, со сверстниками, а также во взаимоотношении с обществом.
Для социального созревания особое значение имеет семья и общение с родителями. Семейные условия, включая социальное положение, род занятий, материальный уровень и уровень образования родителей, в значительной мере предопределяет ваш жизненный путь. Семья обеспечивает вашу подготовку к общественной и трудовой деятельности, к ведению семейного хозяйства и планированию семейного бюджета, прививает вам культуру общения, организации досуга, служит примером воспитания детей в семье.
Ваши взаимоотношения с родителями и взрослыми должны пробуждать у вас желание проверить свои возможности, выяснить свои сильные и слабые стороны, научиться добиваться успеха и уделять внимание реальным проявлениям взрослости (воспитание ответственности, определение своих обязанностей, умение строить взаимоотношения с окружающими).
Научитесь строить взаимоотношения со своими сверстниками. Общение с ровесниками, групповые игры и т.п. вырабатывают у вас необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в тоже время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными.
Ориентируясь на товарищей, подражая им, вы воспитывайте в себе те качества, которые особенно цениться вашими сверстниками. Рост влияния сверстников с возрастом проявляется, прежде всего, в том, что увеличивается время, проводимое среди ровесников, по сравнению со временем, проводимым с родителями.
В подростковом возрасте не просто увеличивается объём знаний, но и расширяется умственный кругозор человека. Появляется потребность в осознание жизни не как разрозненных событий, а как цельного процесса, имеющего определённый смысл и направление. Поэтому в данном возрасте необходимы правовые знания, определяющие границы дозволенного во взаимоотношениях человека и общества. Эти знания позволяют каждому избежать правонарушений, которые совершают случайно, за «компанию», не стать преступником.
Эта одна из важных составляющих культуры безопасности жизнедеятельности: научиться жить в обществе, в данное время, соблюдая принятые в нём нормы и правил поведения. Реализуется это направление выработкой у себя глубокого убеждения в отрицательном отношении к антиобщественному поведению. Это сегодня очень актуально.