Найти в Дзене

Архивные видео. На бис...

Во время пика самоизоляции стала раскапывать свои архивы.

И время было, и нужно было наконец-то привести все в порядок. Наткнулась на старые записи, сделанные фотоаппаратом-мыльницей в формате, который сейчас даже не закачивается дзеном. Это 2006 год.

Вот за что я люблю пермский театр оперы и балета, так это за то, что он всегда дарит своему зрителю что-то новое.

В 2006-ом главным дирижером был Валерий Игнатьевич Платонов. Человек творческий, профессиональный, с очень своеобразным и тонким музыкальным юмором. Платоновская страница в истории пермского театра - яркая и интересная.

Осень 2006 года, "Антиформалистический раек" (Дм. Шостакович), за дирижерским пультом Валерий Платонов
Осень 2006 года, "Антиформалистический раек" (Дм. Шостакович), за дирижерским пультом Валерий Платонов

Произведение, речь о котором пойдет здесь - "Антиформалистический раек" Шостаковича. Это произведение для чтеца, четырех басов и смешанного хора в сопровождении фортепиано.

Валерий Платонов вместе с музыкантами оркестра, хором и солистами оперного, исполняя "Раёк" поднял зал на ноги. Тогда в постановке участвовали еще и студенты музыкального училища и института культуры.

Герои действа - Единицын (Сталин), Двойкин (Жданов), председательствующий.

Сюжет предельно прост: на сцене Дворца Культуры идет обсуждение на тему "Реализм и формализм в музыке".

Отсюда и музыкальные реплики героев:

- Ну как, товарищи, начнем, что ли.
Народу у нас, правда, сегодня маловато.
У нас, правда, ещё превалирует
недооценка культурного максимума,
лекционной пропаганды.

Это само по себе смешно! А дальше - больше. Не буду перепечатывать полностью, будет желание - прочтите здесь. Абсурдные монологи, прославляющие Единицына (Сталина) выкрики и хор ( ПОБЛАГОДАРИМ ЖЕ НАШЕГО РОДНОГО И ЛЮБИМОГО,
ВЕЛИКОГО ЕДИНИЦЫНА ЗА ИСТОРИЧЕСКУЮ РЕЧЬ ).

Чем дальше - тем пародийнее и смешнее. Разместившиеся на балконе студенты-музыканты с вдохновением подпевали:

(АССА!) В кавказских операх лезгинка
(АССА!) простой должна быть и известной,
(АССА!) лихой, обычной, популярной
(АССА!) и обязательно кавказской.
(АССА!) Она должна быть настоящей,
(АССА!) всегда должна быть настоящей,
(АССА!) и только-только настоящей,
(АССА!)

Конечно, это нужно слышать, видеть... Но у меня сохранился лишь маленький отрывок... Смотрите, как пошутили сначала Шостакович, а потом Платонов. Обратите внимание, насколько музыканты радуются тому, что происходит. Они улыбаются, кивают друг другу. Между ними царит какая-то особая творческая атмосфера. И это так здорово, потому что передается слушателю...

Я тогда получила огромное удовольствие. Спасибо Платонову, он открыл незабываемые страницы в жизни театра. Ему на смену пришел Георгий Исаакян, которого тоже вспоминают в Перми, вспоминают, как в сквере около тетра "выгорали" (старились) валенки и ватники, которые нужны были для постановки "Одного дня из жизни Ивана Денисовича" (А. Солженицын).

Идет опера, фото из доступных источников
Идет опера, фото из доступных источников

На мировой премьере "Одного дня" побывала супруга писателя Наталия Солженицына. Причем премьера состоялась на IV Международном фестивале «Дягилевские сезоны: Пермь — Петербург — Париж».

В Перми все символично и связно. Оперный театр находится между Сибирской улицей и ул. 25 Октября. На Сибирской жила семья Дягилевых, юный Сережа учился прямо рядом с театром, в мужской гимназии, где доктором работал дед В.И. Ленина Александр Бланк. Памятник Ленину стоит напротив театра.

Слева от театра дом, где раньше располагались Королёвские нумера (теперь общежитие театра) - здесь вместе со своим секретарем в 1918-ом жил Великий князь Михаил Романов. Справа от театра - дом, где жили друзья Великого князя - семья Кобяков, к которым приезжал в 1914-ом Распутин...

Клубок истории.

А театр, слава Богу - живет, радует пермяков и гостей города, получает Золотые Маски... И каждый год 31 декабря горожане традиционно идут вечером на "Щелкунчика". И билетов не достать...