Найти тему

Белый ворон русского балета. Рудольф Нуриев. Свобода на сцене и в любви..

Экстравагантный и неистовый, обожаемый миллионами и одинокий, гений балета и икона стиля для сексуальных меньшинств 70-х...Белый ворон. Рудольф Нуриев.

Имя великого артиста балета и хореографа Рудольфа Нуреева(Нуриева) известно во всем мире. Он-один из немногих эмигрантов из СССР, кому удалось полностью реализовать себя на Западе.

В 1961 году Нуреев получил звание лучшего танцовщика мира.

По выражению французского балетного критика Мишеля Летелье, он танцевал так, «будто на сцене для него решался вопрос жизни и смерти». Он не только стремился быть лучшим на сцене,торопился сделать, как можно больше, но и был неистов в любви. Всю свою жизнь великий танцор стремился к абсолютной свободе как в искусстве, так и в личной жизни.

В 1961 году, находясь на гастролях в Париже, Рудольф Нуреев совершил свой «прыжок в свободу»: в аэропорту Ле-Бурже он буквально прыгнул от сотрудников КГБ в сторону французской полиции и попросил политического убежища. Так случилось, что наибольшего успеха в профессии он достиг именно на Западе.

-2

Долгое время, даже будучи уже смертельно больным, он оставался лидером в балете, был настоящей звездой! Личная жизнь Нуреева была столь же насыщенная, как и творческая. Постоянных связей и привязанностей он старался избегать, предпочитая свободу. Огромное количество связей на одну ночь.По слухам, у него были отношения с Фредди Меркьюри и Элтоном Джоном, однако, где в его жизни правда, а где вымысел, не знает никто.

В 1961 году практически никто из артистов не рискнул бы признаться общественности в своей гомосексуальности, соответственно, и Нуреев молчал об этом всю жизнь. Хотя, по мнению балетмейстера Парижской оперы Патриса Барта, «Быть гомосексуалистом для Рудольфа было столь очевидным, что об этом не было необходимости говорить». Так что для окружающих никакого секрета в этом не было.

Для Нуреева было привычным делом пытаться соблазнить более молодых "коллег по цеху. " Частенько под надуманным предлогом Нуреев приглашал кого-нибудь из молодых коллег зайти после спектакля в его гримерку. Войдя, каждый из молодых людей был шокирован видом практически обнаженного Нуреева, всю одежду которого составляло лишь полотенце, которое к тому же якобы случайно соскальзывало! Как правило, молодые танцовщики спасались бегством. Но были и те, кто соглашался на предложение. По утверждению датского танцовщика

Петера Мартинса: «У Рудольфа было правилом после спектакля: один стейк, один парень».

-3

Если на его спектаклях присутствовали геи, то они безошибочно узнавали в нем «своего». К тому же в повседневной жизни он соблюдал определенный «дресс-код», принятый в этой среде: носил длинные кожаные пальто, черные, белые или красные, меховые шубы, обтягивающие брюки, высокие сапоги на каблуках. Естественно, эти наряды выглядели странно и вызывающе для обычного обывателя, но понятно и красноречиво для тех, кому было адресовано это послание.

Зачастую, после спектакля Нуреев уходил один в неизвестном направлении, буквально растворялся в ночи. Его путь лежал либо в сомнительные заведения, где собиралась весьма своеобразная публика, либо в публичные парки. Там, в парках, он легко находил партнеров на одну ночь, свободных от общепринятых догм, разных рас и возрастов. К тому же там можно было встретить не только жигало и геев, но и гетеросексуалов из числа знаменитостей, с которыми можно было завести непринужденное знакомство.

В Париже Нуреев любил прогуливаться в Сен-Жермен, самом знаменитом месте встреч гомосексуалистов в шестидесятые годы. Также он заглядывал в сквер у собора Парижской Богоматери или в парк Тюильри, который находился как раз напротив его дома. Если он находился в Нью- Йорке, то направлялся в Центральный парк, возле которого жил.

Однако, все эти похождения были покрыты завесой тайны. Нуреев мечтал еще и об актерской карьере. А, по мнению критика Клива Барнса, «Голливуд никогда не нанял бы артиста, открыто заявляющего о своем гомосексуализме».

Но, несмотря на вечные поиски приключений, на всю свою ветренность, Нуреев умел любить. Любовью всей его жизни называют знаменитого датского танцовщика Эрика Бруна.

-4

Их роман сочетал страсть и постоянное соперничество, разделялся огромными расстояниями и другими увлечениями. Эрик Брун скончался от онкологии, для Нуреева это стало настоящим ударом. "Эрик дал мне свободу",- говорил Нуреев о своем друге.

Нуреев и Брюн были самыми знаменитыми любовниками шестидесятых годов прошлого века, но отношениям не суждено было продлиться долго. На момент встречи Нурееву было 23, а Брюн был десятью годами старше.

После знакомства в Копенгагене они поселились в доме Брюна. В 1962 году по приглашению Королевского балета переехали в Лондон. Там они вели весьма свободную и разгульную жизнь: море алкоголя, ночные клубы, быстрая езда, но при этом утром они умудрялись явиться в зал на репетицию.

Однако спустя два года Брюн сам прекратил эту пылкую страсть. Будучи по характеру завистливым, Брюн не смог выдержать того, что Нуреев превосходил его на сцене. Однако они продолжили танцевать вместе и даже ставили друг другу хореографию.

-5

«Мы с Руди были как столкновение двух комет. Однако взрыв не может длиться долго, — размышлял датский танцовщик.

Однако Эрик Брун не был единственной любовью Нуреева. Почти 14 лет длились его отношения с американским танцовщиком Робертом Трейси, причем отношения носили совершенно свободный характер, что целиком и полностью устраивало их обоих.

«Он был доволен тем, что не отдал себя одному человеку. Я тоже был счастлив, поступая так же, как и он. Я был свободен и открыт. Это было в 1979 году, к концу гей-революции. Я никогда не думал, что он будет жить исключительно со мной. У меня тоже были парни и девушки», - вспоминает впоследствии Трейси. Как и предыдущие отношения, нынешние были насыщены страстью, обуревавшие его эмоции Нуреев воплощал на сцене, они как-бы давали энергию высокому искусству Рудольфа.

Однако такой образ жизни не мог не иметь последствий: в 1983 году Рудольф впервые обратился к врачам с жалобами на плохое самочувствие.

-6

Выяснилось, что знаменитый танцовщик инфецирован ВИЧ. О своей болезни он также предпочитал молчать, поскольку это могло поставить крест на его карьере. Нуреев прожил после постановки диагноза порядка 14 лет. В конце жизни, понимая, что его он уходит, артист нашел в себе силы поведать обществу о своей проблеме.

Рудольф Нуреев скончался после продолжительной болезни 6 января 1993 г.,в Леваллуа-Перре,во Франции