Многоцелевые корабли океанской зоны (эсминцы (ЭМ), фрегаты (ФР), корветы)
Такие корабли водоизмещением порядка 10 тыс. тонн постоянно строят в США. Это в первую очередь эсминцы типа «Арли Берк», строящиеся последовательно улучшаемыми сериями. 75-й корабль этого типа и головной в подсерии Flight III, «Джордж Лукас» DDG-125, был заложен 7 ноября 2019 года. «Эсминец XXI века» «Зумвольт» является, по сути, опытовым кораблем.
Китай строит ЭМ «крейсерского водоизмещения» примерно в 12 тыс. тонн проекта 055. Головной эсминец проекта 055 был спущен на воду 28.06.2017 года, первый серийный − 28.04.2018 года, еще два − 03.07.2018 года. Есть информация, что на двух верфях (в Шанхае и Даляне) строится в общей сложности шесть кораблей данного проекта с ожидаемым сроком окончания строительства до середины 2021 года.
Судя по опубликованным изображениям, проект будет аналогичен либо новейшему американскому эсминцу «Зумвольт», либо эсминцу ВМС США типа «Арли Берк» версии Flight III. В первом случае корабль будет вооружен электромагнитными рельсовыми пушками и ЗРК большой дальности HQ-26, чьи ракеты смогут перехватывать баллистические ракеты.
Самые многочисленные и совершенные корабли этого класса в составе ВМС НОАК – ЭМ типа 052. На последней подсерии – кораблях проекта 052D, строящихся с 2012 года, установлена новая РЛС с плоскими ФАР, как на американских кораблях.
Новые технологии
Псевдоревольверные пусковые установки заменены на две УВП модульно-ячеистого типа по типу американских ПУ Mk 41 с общим боезапасом 64 ракеты. В их числе ЗУР комплекса HQ-9, КРБД DH-10, а также ПКР и ПЛУР. Носовое 100-мм орудие заменено на новую 130-мм артиллерийскую установку H/PJ-38, которая создана на базе спаренной советской системы АК-130. Зенитные средства подкреплены ЗРК FL-3000N обороны ближнего рубежа и двумя 30-мм ЗАК. По состоянию на 2019 год построены и находятся в составе ВМС НОАК 12 кораблей этого типа, на разных стадиях строительства – 10 корпусов и еще 3 корабля планируется построить.
Республика Корея наряду с планами создания собственного АВ разрабатывает проект эсминца. Концептуальный проект перспективного корейского ЭМ нового поколения существует в двух вариантах.
В Европе строят фрегаты (по классификации ВМФ Великобритании – эскадренные миноносцы) водоизмещением порядка 5 тыс. тонн. Зачастую проект такого корабля разрабатывается совместно несколькими странами (например, Германия, Франция и Нидерланды). В частности, компания Damen Shelde Naval Shipbuilding (Нидерланды) совместно с немецкой Blomm+Voss и французской Thales выиграли конкурс на создание многоцелевых кораблей по проекту MKS 180 для ВМС Германии. Предполагается строительство шести кораблей при стоимости программы 5 млрд долл
Новый фрегат
В Испании начата постройка новых фрегатов типа F-110 на замену ФР типа «Санта-Мария» постройки 1986–1994 годов. Окончание строительства серии – конец 2031 года.
В Норвегии с широким использованием гражданских стандартов IMO разработан проект многоцелевого корабля «Вэнгард» с модульными системами вооружения. Замена модуля осуществляется в течение нескольких часов. Стоимость жизненного цикла снижена на 50% по сравнению с кораблями, построенными по стандартам НАТО.
Строительство восьми новых многоцелевых ФР типа JMSDF начато в Японии. Первые два корабля должны быть сданы в марте 2022 года.
В Республике Корея разработан проект легкого ФР с модульными системами вооружения DW 2000L. Четыре модуля полезной нагрузки в различных комбинациях могут быть установлены в кормовой части. Пятый модуль устанавливается в районе миделя для базирования и обслуживания БЛА.
Корветы, то есть многоцелевые корабли водоизмещением 1,0–1,5 тыс. тонн строятся для ограниченных морских ТВД (например, Балтика, Средиземное море) и на экспорт.
А что америка?
Особо следует выделить американские LCS (Littoral Control Ships – корабли контроля прибрежной зоны), которые анонсировались как замена ФР типа «Оливер Перри». LCS проектировались в условиях однополярного мира для выполнения полицейских функций под прикрытием авианосной авиации. Отсюда большая скорость хода (до 55 узлов на тихой воде) и модульные и контейнеризированные системы оружия.
Половина кораблей строится в монокорпусном варианте, вторая половина в многокорпусном. Однако опыт постройки и эксплуатации этих кораблей показал, что стоимость постройки многокорпусных кораблей существенно выше монокорпусных, а модульные системы вооружения еще не доведены до надлежащего уровня надежности и эффективности и за счет больших расходов на хранение с обслуживанием увеличивают стоимость жизненного цикла кораблей. Эти корабли строятся с темпом 2 единицы в год, однако с 2021 года предполагается начало строительства новых кораблей по проекту FFG(X). Серия будет насчитывать 20 единиц. Передача головного корабля запланирована на июль 2026 года. По сравнению с кораблями LCS должны быть повышены возможности средств ПВО и РЭБ, а также живучесть. По предварительным данным, дальность плавания должна составить 3 тыс. морских миль при скорости хода 16 узлов. Скорость полного хода – 28 узлов, срок службы – 25 лет. Стоимость всей программы FFG(X) – около 20,5 млрд долл., то есть порядка 1 млрд за корабль.
Китайские фрегаты типа 54A (23 единицы) водоизмещением 4050 тонн оснащаются силовой установкой на основе четырех дизельных двигателей и способны разгоняться до 27 узлов. Фрегат несет одну универсальную пусковую установку с 32 ячейками для ракет разного назначения. Для использования противокорабельных ракет C-803 предлагаются две отдельные установки. Артиллерия представлена системами калибром 76 и 30 мм. Имеется комплекс противолодочного вооружения в виде торпедных аппаратов, пусковых установок для ракет и бомбометов. Обеспечено базирование вертолета.
Еще и Индия.
Строительство головного ФР проекта 17А «Нильгири» начато в Индии. Проект разработан при содействии итальянской компании Fincantieri. Предполагается серия из семи единиц, водоизмещением 6670 тонн, ЭУ типа CODAG, скорость полного хода 28 узлов, дальность плавания 5,5 тыс. морских миль при скорости хода 16–18 узлов. Вооружение состоит из систем российского, израильского и итальянского производства. РЭВ – индийского производства. Предусмотрено базирование двух вертолетов.
Прогнозируется, что если более крупные корабли будут формировать класс фрегатов, то их водоизмещение будет находиться в диапазоне 6500–7500 тонн, скорость полного хода – 28–30 узлов, а основу вооружения будут составлять средства коллективной ПВО. Корветы (легкие фрегаты) в отличие от фрегатов займут диапазон водоизмещений в пределах 3500–4200 тонн. Скорость их полного хода будет находиться в том же диапазоне, что и у фрегатов, а вооружение ПВО будет представлено средствами самообороны.
Характерным сегодня является широкое применение патрульных кораблей. Так, на верфи фирмы Fincantieri (Италия) в июле 2019 года был спущен головной многоцелевой патрульный корабль прибрежной зоны (ПК ПЗ) «Паоло Таон ди Ревель». Предполагается строительство серии из 10 единиц и судна снабжения. Контракт предусматривает техническое обслуживание кораблей в течение 10 лет. Корабли строятся в трех модификациях light, light+ и full, отличающихся составом РЭВ, ЭУ, комплектацией экипажа и соответственно водоизмещением (полное – 5830–5880 и 6270 тонн). В состав вооружения входят артиллерийская установка (АУ) калибра 127 мм, АУ калибра 76 мм, две 25-мм АУ, два торпедных аппарата (ТА) калибра 533 мм и два трехтрубных ТА калибра 324 мм. Предусмотрено базирование двух вертолетов.
Во Франции заключен контракт на строительство серии из шести перспективных патрульных кораблей по программе РОМ («Патрульные корабли открытого моря»). Предусмотрено базирование БЛА. Полное водоизмещение 1500 тонн, на трех кораблях будет усилена прочность корпуса для выполнения операций в Антарктике. Также французы строят два патрульных корабля для ВМС Аргентины по проекту «Говинд».