Неатомные подводные лодки (НАПЛ)
Недавно в СМИ появились сообщения о спуске на воду в КНДР дизель-электрической ПЛ с МБР. Значение неатомных подводных лодок в системе современных военно-морских сил определяется применительно к каждой конкретной стране, исходя из ее географического положения, экономических возможностей, долгосрочной внешнеполитической концепции. При этом следует выделить три обстоятельства:
– НАПЛ в системе «стоимость–эффективность» – это оптимальное средство защиты шельфовых экономических зон, морского побережья, морских коммуникаций и надводных сил;
– в условиях зарождающейся береговой инфраструктуры предпочтение отдается НАПЛ, способной нести службу при минимальном базовом обеспечении;
– при отсутствии мощных подводных сил, включающих в себя ПЛ разных классов, требуется универсальная НАПЛ, успешно действующая как на мелководье, так и в океане.
В настоящее время самым многочисленным флотом НАПЛ в 54 единицы обладает Китай. В него в том числе входят 15 НАПЛ типа 041 (по другим данным, это проект 039A/D/C) «Юань» с ракетно-торпедным вооружением и вспомогательной воздухонезависимой (анаэробной) установкой на основе двигателя Стирлинга. Этот двигатель, построенный по шведской лицензии, позволяет находиться под водой без всплытия на поверхность в течение двух недель. То есть по внедрению анаэробных установок Китай обогнал Россию.
Германия
В Европе основным поставщиком НАПЛ являются Германия с лодками типа 212 и 214. Это НАПЛ с воздухонезависимыми энергетическими установками (ВНЭУ) на основе электрохимических генераторов и интерметаллидным хранением водорода. НАПЛ типа 212А имеет Италия, НАПЛ типа 214 поставляются на экспорт в Республику Корея, Грецию и Турцию. 18 февраля 2019 года на верфи TKMS в городе Киль была спущена на воду головная дизельная подводная лодка «Инвинсибл» (проект 218SG) для ВМС Сингапура, ввод которой в состав флота планируется в 2021 году.
Франция, создав НАПЛ типа «Скорпена» и ВНЭУ на основе паровой турбины замкнутого цикла (MESMA), активно поставляет эти ПЛ в различных модификациях на экспорт. Модификация НАПЛ типа «Скорпена» строится в Испании. В Швеции, где была создана ВНЭУ на основе двигателя Стирлинга, этой установкой оснащены уже 2 серии НАПЛ. Начато строительство новой серии НАПЛ типа А-26. Япония, создав серию НАПЛ на основе шведской ВНЭУ с двигателем Стирлинга, перешла на строительство НАПЛ с литий-йонными аккумуляторными батареями.
Республика Корея на основе ПЛ типа 214 разработала проект и начала строительство НАПЛ типа KSS-III из трех подсерий по 3 единицы. Если на первой подсерии только 6 вертикальных пусковых установок (ВПУ) для крылатых ракет, то на второй их число увеличено до 10. ПЛ второй подсерии будет оснащена литий-ионными АБ отечественной разработки, а также усовершенствованными ГАС и системами оружия.
Корпорация Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering (DSME; Кодже, Республика Корея) в середине апреля 2019 года заключила с Минобороны Индонезии контракт стоимостью 1,02 млрд долл. на строительство второй подсерии из трех ДПЛ типа «Нагапаса» (на основе немецкого проекта 209/1400).
Нагапаса
Строительство первой подсерии из трех ДПЛ типа «Нагапаса» также велось на верфях корпорации DSME в рамках контракта стоимостью 1,1 млрд долл., подписанного в 2011 году.
Головная ДПЛ «Нагапаса» была введена в состав флота в начале августа 2017 года, вторая лодка «Ардадедали» введена в строй в 2019 году.
Боевая эффективность НАПЛ с ВНЭУ существенно больше, чем у дизельных НАПЛ. Поэтому возможности подводных флотов государств, имеющих НАПЛ с ВНЭУ и вооруженных КРБД, приближают их, особенно в прибрежных водах, к атомным подводным флотам. В то же время география флотов, использующих НАПЛ с ВНЭУ, непрерывно расширяется: так, например, в состав ВМФ Пакистана должны войти 8 НАПЛ типа «Хангор» китайского проекта, оснащенные ВНЭУ. Три такие НАПЛ приобретены ВМС Таиланда по цене 347 млн долл. за одну ПЛ.