Найти в Дзене

Медицину зубрёжкой не осилишь: экспертный взгляд академика РАН

Беседовал недавно о наиболее актуальных проблемах медицинского образования на этапе освоения общетерапевтическими знаниями, достижениях и недостатках современной клиники внутренних болезней с одним из ведущих терапевтов нашей страны, заведующим терапевтической кафедрой московского медвуза, академиком РАН. Некоторыми выдержками из беседы хочется поделиться.

- Какова роль преподавателя в процессе формирования будущего врача?

- Хороший врач формируется не за 6 лет. Главная задача преподавателя – заинтересовать студента, подтвердить правильность его выбора или же вовремя подсказать, что медицина – не твоё, а также научить правильно самостоятельно работать: читать статьи, монографии, другую литературу помимо официального учебника, посещать конгрессы, конференции и прочие отраслевые мероприятия.

- Насколько важна эта самостоятельная подготовка в процессе обучения в вузе?

- Более 50% успеха в работе врача зависит от эффективности самоподготовки. Клиника или преподаватель всего лишь обтёсывают. И это возможно только лишь в том случае, когда молодой человек имеет более или менее полноценное представление о профессии.

- Как вы оцениваете уровень подготовки нынешних студентов? Насколько они приходят подготовленными на вашу кафедру?

- За редким исключением, у них ещё не сформировалась система знаний. Есть какие-то сведения о той или иной патологии и т.д., однако они, зачастую, никак не взаимосвязаны. И это нормально. Разложить всё, что называется, по полочкам в головах будущих докторов – задача госпитальной клиники. А необходимый базис для этого они должны получать на предыдущих образовательных этапах. О том, что молодое поколение ничего не знает и не умеет, было написано 3 тыс. лет тому назад иероглифами в Древнем Египте. С тех пор ничего не поменялось, однако брюзжать не следует. С молодёжью надо заниматься, давать самый свежий материал – это моё глубочайшее убеждение.

- Достаточно ли двух лет последипломного образования в отличие от пятилетнего аналогичного периода за рубежом для освоения тем или иным направлением внутренней медицины?

- За рубежом каждый кардиолог владеет эндоваскулярными технологиями, пульмонолог – бронхоскопией, гастроэнтеролог – гастроскопией и т.д. На Западе перед врачом стоит больше задач. Для того чтобы ими овладеть – нужно 5 лет. Для нашей же реальности хватает и двух лет клинической специализации. В обществе, как и в организме, должно быть единство структуры и функции. Если представить, что все наши кардиологи обучатся коронарографии, то им просто негде будет этим заниматься. Всё должно развиваться комплексно.

- Как вы относитесь к упразднению обучения в интернатуре?

- Логики я здесь не вижу. Это половинчатое решение. Очевидно, что практическая подготовка наших студентов за период обучения в вузе недостаточна для того чтобы приступать к самостоятельной работе. Другое дело – если вести субординатуру вместо 6-ого курса, как это было во времена моей молодости. Вот тогда данная реформа носила бы позитивный характер.

- По какому принципу следует привлекать молодёжь к кафедральной работе?

- Воссоздавать былой престиж кафедр: оснащать их самым современным оборудованием, что даст возможность для эффективной как лечебной, так и научной работы, а также платить достойные деньги. Всё просто. Народ голосует ногами: идёт в том или ином направлении. Если кафедра, кроме разговоров, ничего не даёт студенту, он туда, разумеется, не пойдёт.

- Как в студенте разглядеть хорошего врача в будущем?

- По степени его заинтересованности в предмете. Как правило, хорошие специалисты вырастают из самых «приставучих» студентов – тех, кто не отходит от старшего коллеги, заваливая того бесконечным вопросами. Мои учителя всегда говорили: «Если профессор или доцент боится студенческой критики, он не на своём месте». Я только приветствую, когда студент после лекции подойдёт ко мне и скажет: «Профессор, вы нам неправильно сказали: согласно последним данным, препаратом выбора при лечении этой патологии является такой-то». Именно из таких студентов, на мой взгляд, и получаются лучшие доктора.

- Почему многие хорошие студенты так и не становятся хорошими врачами?

- Медицину зубрёжкой не осилишь. Открытия, как правило, делают те, кто не знает о том, что это в принципе невозможно. Во многих троечниках, как это ни странно, заложена жажда такого поиска. Как и сострадание. Многие из отличников осваивают нашу профессию зубрёжкой, не расширяя свои знания, ограничиваясь официальным учебником.

Отучить от зазубривания – задача преподавателя высшей медицинской школы. Я к бессмысленному заучиванию материала отношусь крайне негативно и проверяю таких людей на экзаменах очень просто: ставлю вопрос по-другому. Те, кто зазубривают, теряются при этом. И такой студент у меня никогда не получит «отлично». Пятёрку я скорее поставлю тому, кто чего-то не знает, однако прекрасно соображает, понимая логику процесса и ориентируясь в тех или иных ситуационных задачах, которые ставит перед ним экзаменатор.