Его название сильно контрастирует с внешним видом. Такому мосту носить бы имя былинного богатыря. А тут нет намека даже на историю, которая вполне укладывается в героические каноны. Зато полное соответствие назначению. Именно благодаря Коммунальному мосту переход и переезд через Енисей для жителей Красноярска стал такой же обыденностью, как поход в магазин или в поликлинику.
Красноярск традиционно развивался на левом берегу Енисея. На правом оставались поселки Лалетино, Торгашино, Базаиха. Со временем там же появились дачи горожан. Да и просто выбираться на природу многие предпочитали именно туда, где сегодня раскинулся природный парк Столбы.
Говорят, единственный имевшийся в наличии железнодорожный мост удовлетворял потребности города лишь отчасти. Он был составным элементом Транссибирской магистрали. Для местных через реку разрешалось пускать лишь один вагончик, в народе его окрестили "матаня". В общем крутись, как хочешь. И люди в буквальном смысле крутились.
Настоящим спасением стала переправа при помощи плашкоута. Её соорудили в начале 20 века из двух плоскодонных лодок, на которые клали дощатый настил.
К килю одной из лодок крепился канат, другой конец которого тянулся вверх по течению реки и заканчивался якорем, опущенным в середине русла. Руль плашкоута задавал направление, но в целом это напоминало движение маятника. То есть, движение шло по дуге.
В 20-е годы ноу-хау себя исчерпало в буквально и переносном смысле. Тем не менее, новая переправа создавалась по старым лекалам и из тех же подручных средств. Красноярцы наладили понтонный мост из лодок. Он в основном использовался пешеходами. Если ехал грузовик или автобус, все остальные просто ждали на берегу - техника безопасности была строгая.
Не трудно представить, что за очереди собирались в такие минуты. К тому же значительную часть этой конструкции приходилось каждый день в 6 часов вечера разбирать для того, чтобы на мешать навигации на реке
Для полноценного каменного моста власти города и страны созрели только к концу 30-х. Начались изыскания на месте будущей стройки. Дальше дело так и не пошло - помешала Вторая мировая война. В период восстановления экономики мост почему-то так и не попал в список первоочередных объектов.
Говорят, возвращение его в повестку дня стало целиком заслугой одного человека. Якобы, продавил идею и пробил на неё средства (именно так делалось в советское время) первый заместитель председателя Красноярского горисполкома Николай Каминский.
Строительство велось с 1956 по 1961 год. Сложность и масштаб работ подстегивали конструкторскую мысль. В результате была разработана уникальная технология монтажа железобетонных полуарок (вес более 1,5 тыс. тонн) и замыкание сводов в пролете на плаву. Конечный результат был поистине эпическим зрелищем - 2300 метров в длину и 23,4 метра в ширину плюс монументальные атрибуты сталинского ампира.
На момент окончания строительства это был в крупнейший мост в Азии. Сегодня он остаётся одной из главных транспортных артерий города. А подлинная всероссийская слава к нему пришла с появлением 10-рублевой купюры, одну из сторон которой украшал Коммунальный мост
Таким необычным образом он получил признание как один из значимых архитектурных символов страны. Увы, мелкие купюры в России слишком быстро выходят из моды, а значит и широкая известность сооружения тоже не долговечна.
ДОРОГИЕ ЧИТАТЕЛИ, НЕ СТЕСНЯЙТЕСЬ ПОДДЕРЖАТЬ ПРОЕКТ АРХИСТОРИЯ СВОИМИ ЛАЙКАМИ И ПЕРЕПОСТАМИ!
Читайте лучшие материалы Архистории: