В 1991 Саня поддался на уговоры приятеля и уволился с флота. Однокашник по средней мореходке Сергей, попал чудесным образом, в директора одного из первых в Мурманске крупных совместных предприятий с Финляндией.
Суть же этого предприятия заключалась в торговле промышленными товарами и одеждой. Тогда предприятие находилось на стадии становления. Располагалось оно временно в одном из помещений пятой мурманской бани, возле рынка в Первомайском районе.
Сергей подбирал персонал из близких ему людей с расчетом на то, что это надежно и работники будут оправдывать его доверие.
Должности были у всех рабочего характера, типа кладовщик, приемщик товара, продавец. Но Сергей обещал-это только на начальном этапе будет. Потом изменится штатное расписание и каждый станет экспертом по своему направлению.
Предприятие это было сформировано под кураторством исполнительного комитета правительства Мурманской области, и контролировал его аж сам первый заместитель председателя исполкома.
Было заметно, что товарооборот увеличивался не по дням, а по часам. Из Финляндии приходили навороченные фуры с различным товаром, по несколько машин в неделю.
Складировали товар в различных частях города. Часть в бомбоубежище, строящегося в центре города дома быта, а часть на арендованных складах мурманской овощной базы.
В задачу работников входило встретить финские грузовики, сопроводить к месту выгрузки, затем разгрузить, пересчитать и учесть товар.
Все конечно выглядело заманчиво в самом начале. Товар был дефицитный. На склады поставили новенькие погрузчики. Ребята быстро освоили смежную профессию водителя автокара.
Ассортимент товара тоже был самый различный, от авторезины до шмоток и бытовой техники. Хранилось все под простыми замками, без какой-либо сигнализации.
В один из дней руководство дало отмашку на переезд в только что отстроенное здание дома быта. Под СП был выделен один этаж из четырех.
В это время в стране все менялось стремительно. Народ, разинув рты, заслушивался речами депутатов по телику. И вот в один из августовских дней 1991 года произошел, так называемый путч. После его подавления рассыпалась как горох Коммунистическая партия Союза, а вместе с ней и сам СССР.
Но как говорится -"ни что возникает из ничего и не исчезает бесследно"
Все бывшие работники партийных комитетов города, вдруг оказались на руководящих должностях в вышеупомянутом СП. Кроме генерального директора, появилось множество директоров еще: исполнительный директор, финансовый директор, директор по рекламе. Директоров стало вровень с рабочим персоналом.
Сделав определенные выводы, не видя никакой перспективы, Саня решил уволиться.
И тут начали возникать проблемы с трудоустройством. Первым делом мысли были вернуться опять на флот. Но подвернулось предложение еще одного знакомого. Надо было организовать коммерческий магазин по продаже хозяйственных товаров. Помещение под магазин находилось в подвале одного из домов старого фонда, возле областной библиотеки на улице Софьи Перовской.
Саня, еще раз вдохновившись, начал пробовать себя в новой коммерческой ипостаси. Помогать ему взялся один из сослуживцев-штурманов по "Севрыбхолодфлоту", Серега Метелкин.
Малое предприятие, от которого организовывался магазин, образовалось на база складов ВМФ. Специализировалось это предприятие на изготовлении гвоздей.
По ходу, кроме гвоздей, планировалось продавать все, что "плохо лежало" на складах. Это краски различные, кафельная плитка, рубероид и кое-что ещё. Ну не очень богатый ассортимент, уровня производства советских заводов по изготовлению ширпотреба.
Остальное надо было где-то брать под реализацию, денег на товар тогда было отпускать не принято.
Договорились с хозяином об оплате и начали действовать. Опять же для начала надо было мало-мальски отремонтировать подвал, завезти товар. Изготовили, как смогли рекламную вывеску, чтобы показать прохожим, что есть такой магазинчик во дворе дома.
Худо-бедно, но магазин все-таки заработал. И начали появляться покупатели, да и не только они. Появлялись на ровном месте поставщики. Откуда-то самолетами доставляли унитазы и бачки к ним, смесители
и прочую хозяйственную мелочёвку.
Все эти товары пользовались неплохим спросом. Поставщики терпеливо ожидали оплаты после реализации.
Один раз посетили этот хозяйственный магазинчик известная в России комическая парочка, приехавшая в Мурманск на гастроли, Степаненко и Петросян. Было забавно наблюдать, как Петросян крутил в руках кухонный кран что-то объясняя своей супруге.
Но долго магазин не просуществовал. Нет, он потом работал, но сменился хозяин. Хозяева же предприятия с гвоздями, посчитали не рентабельным его содержание и продали.
Так что Саня опять оказался в свободном полете. Но в это время очень не плохо начали работать челночные рейсы в ближнее северное зарубежье. А более конкретно, популярными стали туристические рейсы в Норвегию на автобусах.
Поездка занимала пару дней. Ездили сначала в Киркенес. Реализованная бутылка водки и блок сигарет отбивали стоимость путевки, все остальное был прямой заработок "челнока". Многие умудрялись за пару дней наторговать несколько сотенных зеленых бумажек в пересчете с норвежских крон.
Везли в Норвегию, кроме водки и сигарет: матрешки, деревянные ложки, платки, оптику, и много еще всякой всячины. Разрешено официально было провозить литр водки, блок сигарет, шампанское или сухое вино.
Выглядела эта торговля забавно. Из автобуса с баулами вываливались русские туристы, обычно возле какого-нибудь торгового ряда. Они моментально раскладывали всю свою поклажу прямо на дорогу и начинали торговлю.
Норгов по началу эта торговля забавляла. Они подходили, смотрели пристально все, что было разложено на покрывалах у торгующих, вертели в руках сувениры и безделушки. Углядев в них интерес для себя-покупали.
Чем больше появлялось туристов "челноков", тем дальше в глубь Норвегии от границы с Россией устремлялись автобусы туристических агентств. Традиционными были кроме Киркенеса: Алта, Хаммерфест, Тромсё, Ботсфьорд, Нарвик. Выбирали город для торговли общим решением туристов.
Автобусы тур.агентств были старенькие иномарки. Часто плохо работало отопление салонов. Водитель почти всегда был один.
Один раз был случай, водила уснул за рулем. Просто повезло, что был ровный откос дороги, и автобус плавно соскочил на ровную поверхность, что большая редкость на скалистых норвежских трассах.
Но по мере развала СССР и провозглашении независимости бывшими Советскими республиками, стали ездить транзитом через Россию в Норвегию и туристы вышеупомянутых республик. И потекли в Норвегию с этим потоком "туристов" наркотики и паленая водка.
Власти Норвегии начали жестко пресекать контрабанду и поездки раз от раза становились менее прибыльными.
Саня прикупил старенький грузовой фургон "Форд-Транзит" у приятеля Славки, с которым они вместе уволились из совместного предприятия.
И несколько раз они со Славиком на этом грузовике гоняли в Питер за товаром.
Один раз зимой, в старый новый год, под Мончегорском чуть не замерзли в тридцатиградусный мороз. Стала "колом" солярка.
Ночью, чудом остановился какой-то вояка, когда парни дожигали последние пробитые запасные покрышки. В те времена люди боялись останавливаться на трассе. Было много случаев ограблений и зачастую с убийствами.
Вояка остановившись, сам заглох. Но видно сжалился Господь Бог. Ребята сняли аккумулятор со своего автобуса, и завелся мотор буксировщика.
Это была не забываемая ночь с полярным сиянием. Только не видно было это сияние из кабины "Форда Транзита" Стекла были заморожены напрочь.
На буксире Форд болтался, почти вслепую, 100 километров до Мурманска.
Приходилось Сане и до Китая долетать на этой торговой волне лихих девяностых.
Но это все была не постоянная работа. Саня решил попробовать устроиться в какую-нибудь частную рыболовецкую компанию. К тому времени их уже "расплодилось"достаточно.
Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8