Махновцы и белогвардейцы на протяжении всей Гражданской войны были лютыми врагами. Этому способствовал «социально-классовый» антагонизм: белогвардейцы выступали за Единую и Неделимую Россию, в их рядах было много офицеров и казаков.
Нестор Махно же мечтал о вольной анархической республике, в которой все решения принимались бы безвластными советами. Контингент махновцев: профессиональные революционеры, сельские жители, дезертиры.
Безусловно, «белые» терпеть не могли «черных», те отвечали взаимностью. Дрались насмерть.
Однако, как некоторые белогвардейцы впоследствии хорошо отзывались о вояках-махновцах, так и сами махновцы не стеснялись говорить о высоких боевых качествах белых воинов. Анархист Петр Андреевич Аршинов, один из ближайших сподвижников Нестора Махно, сообщает нам вот такие любопытные вещи:
«По свидетельству Махно, конница у белых заслуживала высшей похвалы. Многочисленная же конница Красной армии, созданная впоследствии, была конницей скорее по названию...» (с) из Истории махновского движения.
В общем, силу белой конницы на юге отмечают и «красные» авторы. Оно и понятно: у белых было много как собственно кавалерии, так и хороших кавалерийских офицеров и командиров. Деникину на пике успеха даже удалось возродить (хоть и в урезанном формате) почти все кавалерийские формирования Российской империи. Кроме того, в руках у белых оказались основные конезаводы, что давало им еще одно преимущество.
«За все время Гражданской войны красная конница ни разу не приняла сабельного удара махновской кавалерии, хотя численно всегда превосходила последнюю...»
Интересно, что под конец Гражданской войны Махно делал ставку на почти исключительно конные отряды. Одержать решительную победу при помощи такой тактики было сложно, но потрепать нервы противнику и покромсать ему тылы — вполне. Так, именно махновцами был изрублен весь штаб 14-й кавалерийской дивизии РККА вместе с командиром — Александром Пархоменко.
«Совсем иное — казачьи и кавказские кавалерийские полки Деникина. Они всегда принимали сабельный удар и всегда шли полным карьером на неприятеля, не дожидаясь, когда огонь орудий и пулеметов дезорганизует его...»
Под конец Гражданской, советской власти все же удалось сформировать мощные конные группы (Конармии), даже переиграть белых в этом плане. Ведь красная конница весьма тесно взаимодействовала с бронепоездами, тачанками, броневиками, небольшими отрядами пехоты и даже с аэропланами. Сами красные кавалеристы не стеснялись «драгунской» тактики, применяя ее чаще всего. Белая же конница действительно, предпочитала чаще ближний бой. Рискну предположить, что махновская кавалерия не стреляла в противника не из-за «благородства», но из-за банальной нехватки огнестрельного оружия.
С вами вел беседу Темный историк, подписывайтесь на канал, ставьте лайки, смотрите старые публикации (это очень важно для меня, правда) и вступайте в мое сообщество в соцсети Вконтакте. Читайте также другие мои каналы:
О фильмах, мультиках и книгах: Темный критик.
О политоте, новостях, общественных проблемах: Темный политик.