Найти тему
"Млечный Путь"

Море дьявола. Последний рейс «Тикси»

11 февраля 1974 года, имея на борту 45 человек экипажа, из порта Владивосток ушел в последний рейс теплоход «Тикси». Судно, предназначенное для перевозки навалочных грузов, считалось одним из лучших в Дальневосточном морском пароходстве (ДВМП).

В Японии для доставки в Сидней и Мельбурн на «Тикси» было погружено 185 грузовых автомобилей. На обратный рейс “Совфрахтом ” был найден груз - из австралийского порта Фримантл в японский порт Хитачи требовалось перевезти 11 558 тонн руды талька. 8 марта “Тикси” встал во Фримантле под погрузку, а 11 марта, приняв груз на борт, снялся на порт Хитачи. Расчетное время прибытия в Хитачи - 23 марта.

22 марта в 12.30(мск) радиоцентр ДВМП принял внеплановую радиограмму, на имя заместителя начальника пароходства по безопасности мореплавания Александра Кашуры:

«Теплоход Тикси , 12.30 (мск), радио, аварийная, Владивосток, Кашуре. Широта 32°03' N, долгота 140°54' E, скорость 10 узлов. От резкого крена на правый борт судно получило постоянный крен 25 градусов. Принимаем меры по выравниванию судна приемом балласта в междудонные танки левого борта и левый диптанк. Груз - руда талька. Прошу следить за мной. Капитан Пряха».

Район, называемый "Море дьявола". Море дьявола вместе с Бермудским треугольником, Гибралтарским клином, Афганской и Гавайской аномалиями входит в систему пяти аномальных зон Земли. Все они расположены на 30° северной широты и равноудалены друг от друга на 72° по долготе.
Район, называемый "Море дьявола". Море дьявола вместе с Бермудским треугольником, Гибралтарским клином, Афганской и Гавайской аномалиями входит в систему пяти аномальных зон Земли. Все они расположены на 30° северной широты и равноудалены друг от друга на 72° по долготе.

На суда ДВМП, находящиеся ближе всех к «Тикси», ушли радиограммы: следовать в указанную точку. Ближние из советских судов находились на расстоянии 200 миль. Последним из них на связь с «Тикси» вышел теплоход ДВМП «Минусинск». В рапорте на имя госкомиссии начальник радиостанции “Минусинска” Минько сообщил:

“22 марта в 19.03 “Тикси”… сообщил: срочно запишите координаты, находимся в аварийном, угрожающем положении - крен. Выправить не можем, следите за нами. На вопрос “Вы на ходу?” ответил: “Машина крутится, но хода, кажется, нет”.

В 19.50 мы еще раз связались… чувствовалось, что начальник радиостанции на “Тикси” работает нервно или что-то его очень беспокоит. Слышимость была плохая, мешали сильные атмосферные разряды…на этом связь оборвалась. Больше “Тикси” на вызовы не откликался”.

23 марта в 09.15 (мест.в) подошли т/х «Анри Барбюс», «Пестово», «Минусинск», «Прокопий Галушин». Подключились самолеты японских поисковых служб и 3 корабля японского управления безопасности на море - «Шикине», «Сумида» и «Нодзима». Японские самолеты кидали дымовые шашки туда, где удавалось увидеть предметы или плававшие тела.

Экипаж последнего рейса т/х  "Тикси". Фото из сети.
Экипаж последнего рейса т/х "Тикси". Фото из сети.

На второй день поисков в Море Дьявола были обнаружены разбитые шлюпки, нераскрывшийся контейнер со спасательным плотом, другой спасательный плот, несколько спасательных жилетов и останки 14 тел погибших от зубов акул членов экипажа «Тикси». 26-го марта поисково-спасательная операция была закончена.

Официальная версия катастрофы: смещение груза тальковой руды либо обрушение твиндека с грузом в трюм.

Спустя 40 лет, второй помощник капитана «Тикси» Владимир Зинченко в интервью «КП» рассказывает:

(Прим. В. Зинченко входил в основной экипаж и был в отпуске. В рейс ушел подменный экипаж)

- «Тикси» затонул из-за перегруза на тысячу тонн. В 1967 году… изменили грузовую шкалу и увеличили дедвейт на тысячу тонн…при погрузке постоянно появлялся крен на 3 - 4 градуса. Это … сигнал плохой. Видимо, тальк грузили по новой шкале и нарушили остойчивость судна. У берегов Японии «Тикси» попал в шторм и не мог сопротивляться волнам. Кроме того, многие капитаны, в том числе и капитаны «Тикси», частенько шли на уловки ради победы в соцсоревнованиях. Погрузив побольше, выгоняли из танков всю воду, чтобы грузовая марка была на месте. А после проверки портнадзора, когда судно выпускали из порта, танки обратно заливали морской водой, чтобы судно не перевернулось. И вот на свой страх и риск шли потихоньку ради победы в соцсоревновании».

Похороны экипажа т/х «Тикси» прошли на Морском кладбище города Владивостока. На рейде, у причалов и в доках загудел торговый флот, боевые корабли ТОФ, рыбацкие суда и гудки труб судоремонтных заводов слились в один реквием по погибшим морякам.

Использованы материалы: «КП», FESCO, «НМШ ПМП».