Найти тему
Елена Чудинова

Окаянные "султаны вашего сердца" или Закон Фатиха

В кино и это выглядит романтичненько
В кино и это выглядит романтичненько

Султан Мехмед II Фатих (т.е. «завоеватель»), ну тот, что залил кровью христианский Константинополь и посему поводу показан в фильме «Завоевание1453» совершенным толерантным душкой, женщин не любил. Собственно, они там все были не очень по этой части, кроме Сулеймана Великолепного (так его почему-то звали потом в Европе, на родине он был Сулейман Крючкотвор или Канцелярист, что-то такое). Так что да – гарной дивчине с Украины сильно повезло, что напала, можно сказать, на большого оригинала.

Но, однако же, женский гарем Фатих тоже содержал ибо надлежало же заботиться о престолонаследии.

Это самое престолонаследие Мехмет решил упорядочить. Он издал так называемый «закон Фатиха», где предписывает (!) своему сыну преемнику при восшествии на престол умертвить всех братьев. И дальнейшим преемникам он тоже это предписывает.

Одно время закон Фатиха считали даже выдумкой, ибо ну не бывает же такого. Но оригинальных источников выше крыши, никто уже даже и не спорит.

Собственно, братоубийством султаны занимались и до принятия этой замечательной регламентации. Тот же Фатих, еще не Фатих, а просто Мехмет, убил своего трехмесячного брата Кючук Ахмета. Причем затейливо. Узнав, что вдова отца спешит к нему принести поздравления (бедная женщина, вероятно, очень боялась и надеялась задобрить) Мехмет счел это подходящим моментом. И дал соответствующие распоряжения. И вот, покуда он отвлекал внимание несчастной матери, благосклонно угощая ее шербетом, его приближенный топил ребеночка в фонтане.

Правда же, мило?

Через братоубийство пришел к власти и Баязид, словом – особо удивительным делом это не было.

Я позабочусь, чтобы он сам всех задушил, обещаю, моя душечка... эээ... милочка.
Я позабочусь, чтобы он сам всех задушил, обещаю, моя душечка... эээ... милочка.

Но Мехмет придал преступлению юридический статус.

Именно это нам важно понимать. Многие готовы разглагольствовать о том, что де во всех странах были и династические родственные убийства, и войны братьев с братьями… Были, во всех странах до единой. Люди – дети падшего Адама. Но во всех странах до единой убийство брата считалось грехом, в христианских особенно, ибо еще с Ветхого Завета в качестве страшного преступника упомянут Каин.

В русском языке от имени Каина пошло слово «окаянный». А «раскаяться» означает «перестать быть Каином», искупить вину.

Здоровье общества определяется не его безгрешностью, но его способностью отличать добродетель от греха.

Грех братоубийства был в Высокой Порте регламентирован как норма. И признан полезным в смысле «общего блага». Как мы понимаем, тут речи о слезинке ребенка не заходило.

Впрочем, кое кто в самом деле заливался слезами. Такими, что нельзя не заплакать за компанию.

«Султан Мурат со слезами на глазах, послал немых, поручив им задушить братьев и собственными руками передал их старшему девять платков».

Тут речь о маленьких детях. Ведь нам очень жаль султана, правда? Плакал, а душил.

Мехмет III вообще имел 19 малолетних братьев – и тоже удавил.

Как-то так...
Как-то так...

Давили потому, что считалось – нехорошо проливать кровушку родной кровушки. А на гробик каждому дитяти клали красивый тюрбанчик.

Назначение преемника заранее считалось (в отличие от убийств) религиозно предосудительным. В Википедии (интересно, они там здоровы?) написано, что «эта практика способствовала тому, чтобы к власти приходили опытные и талантливые политики». В действительности к власти приходили строго по принципу «кто первый встал, того и тапки». Кто раньше въехал в столицу из гарнизонов, где султанята служили, тот и султан. Поэтому отчаянные интриги велись за службу в самых ближних пунктах.

Но после служение по гарнизонам отменили. Ибо ни капельки не работало детоубийство во всеобщее «благо». Просто вместо войн между братьями, пошли войны сыновей с отцами. Ну, нервничали юноши. Отцы тоже стали нервничать, держали при себе.

Сколько детей истреблено таким образом – точно вычислить едва ли возможно. Имеющиеся цифры, вне сомнения, занижены. До кучи с детьми умерщвляли и беременных отцовских жен и наложниц – вдруг родят мальчика?

Троих братьев удавил и упомянутый Великолепный Сулейман, герой великолепного сериала. А вот его папенька был более оригинален – отцеубийца.

Зажился. папочка!
Зажился. папочка!

Не могу вспомнить, но кто-то из султанов единожды проявил живые чувства. Пытался отправить двоих младших детей к какому-то из европейских дворов. Вел переговоры. Не успел, умер.

Но даже после своей фактической отмены – закон Фатиха продолжал действовать. Романтический герой сериала про «Султана сердца» тоже пришел к власти через братоубийство. Влюбляйтесь, девушки, любуйтесь, зрительницы.

Такая вот мерзость гламурно изливается с российского ТВ. Весело.

Все изображения взяты в открытом доступе