Фильм глазами психолога
«Прекрасная эпоха» (Франция, 2019) - мелодрама с прекрасными актерами Фани Ардан и Даниэлем Отой, - фильм, обязательный к просмотру тем парам, у которых наметился кризис в отношениях, и тем, кто тоскует по прошлому времени.
***
Самый сложный возрастной кризис в наше переходное время – это кризис 50+. Кризис, когда приходится делать очень сложные выборы:
- продолжать жить активной жизнью и, на волне интереса ко всему новому, легко войти в группу young old или включить программу «доживания», и взять за основу своей продолжающейся жизни фразу: «Да, что нам, старикам, уже надо?»;
- идти в ногу со временем, осваивать новые цифровые технологии, новый язык и отношения, новый взгляд на жизнь или, отрицая все это, начинать жить прошлым. И настолько увлечься периодом «доживания», что сделать основными темами за столом со своими друзьями темы о клизмах с кофе для бодрости, о эффективных лекарствах и новых, появившиеся заболевания.
- Мне кажется, посидев с вами за одним столом, я начинаю заболевать и стареть, - говорить героиня Фани Ардан, и она не так далека от истины.
***
А что делать парам, где один партнер живет в мире современных технологий, а другой никак не может найти себя в новом мире, впадая в состояние беспомощности и депрессии?
- Почему он никак не может понять, о чем мы говорим? Он устал? – Спрашивает взрослый сын, волнуясь за отца.
- Нет, - говорит очень уверенная в себе современная мать, - мы просто его УДАЛИЛИ от себя.
Кстати, очень знакомая история во многих семьях.
***
В состоянии, когда человек не может пройти очередной, закономерный кризис, происходит «остановка» жизненной динамики. Человеку кажется, что там, в далеком прошлом, все было лучше, ярче, интереснее.
- Что Вам нравилось во времена 70-х? – Спрашивают главного героя.
- Там все было настоящим. Там было проще, понятнее! – А потом сделав паузу, - Хотя нет… Я, просто был моложе…
И он прав. Не по ушедшим временам тоскует человек, а по времени ушедшей молодости, особенно, если его сегодняшняя жизнь во времена колоссальных возможностей, пуста и бесцветна.
Ведь в возрасте «доживания» нет целей, которые бы наполняли жизнь новыми смыслами. В нем есть лишь сожаление, страдание, воспоминания и, как правило, отрицание всего нового.
Очень похоже на синдром Жертвы, которая, как уже известно, разрушает личность, а с ней и интеллект.
***
И конечно, там, где французы,- там разные модели отношений:
1. Великолепно показаны созависимые отношения, основой которых являются эротические конфликты, с применением обоюдного унижения и даже физического насилия. И есть немало мужчин и женщин, которым жизненно необходимы именно такие страсти. Вот только не все готовы в этом признаться.
2. Смена партнера после многолетних отношений: одно дело – быть любовниками, другое дело – жить вместе. Разница колоссальная.
3. Отношения с большой разницей в возрасте. Они прекрасны, потому что наполняют энергией того, у кого, казалось, даже стремление к жизни давно исчезло, НО не стоит путать игру и фантазии с жизнью… Поближе к реальности, дамы и господа, и будет вам счастье.
4. Ревность. Нет, не патологическая ревность психопатической личности. А та, которая возникает к партнеру, который, казалось бы, давно утратил свой биологический пол.
Такая легкая ревность дает понять, что рядом есть тот, кто может стать лучше тебя. И это отличное средство активизировать свои чувства для адекватных партнёров.
***
Герои фильма нашли свою инструкцию, как выйти и из кризисов, и из депрессии, и взглянуть на мир, а главное, на отношения совершенно иными глазами. Надо всего лишь вернуться в ту ситуацию, которую очень хочется повторить, проиграть, - ситуацию, в которой, кажется, осталось самое лучшее в твоей жизни.
Но при этом стоит всегда помнить о том, что мы не можем все время «подгонять» сценарий под наши «Хочу» и переписывать портреты людей по собственному сценарию. Возможно, именно поэтому финал фильма мне показался очень неоднозначным…
Психолог Ирина Кураж