Найти тему
Кристина Ф.-Януш

"Сто раз я нажимал курок винтовки, а вылетали только соловьи..."

...самая лаконичная автобиография Окуджавы, уместившаяся в двух поэтических строчках. Но одно дело, как он сам видел себя и совсем иное - сторонний взгляд. Вот воспоминания о Булате Шалвовиче Евгения Евтушенко...

«…Шестидесятые годы были годами взаимосоздания поэтов и читателей. Мы заново создавали читателей поэзии, высказывая вслух то, что думали они, а они создавали нас своей поддержкой, хотя порой она им дорого стоила. За распространение пленок с песнями Окуджавы или моей самиздатовской «Автобиографии» исключали из комсомола, из университета, увольняли с работы, налагали взыскания в армии...

Общественная сцена была пуста, за исключением замаячивших на ней нескольких худеньких фигурок поэтов нашего поколения. Мы, наверное, не меньше чем раз сто выступали вместе с Булатом. Окуджаву называли «пошляком с гитарой», меня – «певцом грязных простыней»…

Б. Окуджава. Фото из открытых интернет-источников
Б. Окуджава. Фото из открытых интернет-источников

Но чем больше нападок было в адрес Булата, тем больше было и слушателей. Сначала – из любопытства, а потом уже – из любви. «Говорят, что это – мода. Но если мода не проходит столько лет, может быть, это любовь?» – писал Слуцкий...

...Окуджава был первый в нашей стране поэт, взявший в руки гитару, но его гитара была беременна будущими песнями Галича, Высоцкого и многих других «бардов», при несвободе печати все-таки отвоевавших право на «магнитофонную гласность». Гражданский протест, не меньший, чем в громовых раскатах Тринадцатой симфонии Шостаковича, звучал и в гитарных аккордах".

Б. Окуджава. Фото из открытых интернет-источников
Б. Окуджава. Фото из открытых интернет-источников

Простая песенка Булата всегда со мной. Она ни в чем не виновата перед страной. Поставлю старенькую запись и ощущу к надеждам юношеским зависть и загрущу. Где в пыльных шлемах комиссары? Нет ничего, и что-то в нас под корень самый подсечено. Всё изменилось – жизнь и люди, любимой взгляд, и лишь оскомина иллюзий во рту, как яд. Нас эта песенка будила, открыв глаза. Она по проволоке ходила и даже – за. Эпоха петь нас подбивала. Толкает вспять. Не запевалы – подпевалы нужны опять. Надежд обманутых обломки всосала грязь. Пересыхая, рвется пленка, как с прошлым связь. Но ты, мой сын, в пыли архивов иной Руси найди тот голос чуть охриплый и воскреси. Он зазвучит из дальней дали сквозь все пласты, и ты пойми, как мы страдали, и нас прости". 1971

(Евгений Евтушенко)

Это удивительное время было совершенно парадоксальным: чем жестче и непримиримее относилась власть к поэтам, писателям, художникам, тем отчаяннее и вернее их любил народ. И этот поединок - косности и таланта, цинизма и романтики, жестокости и нежности - так зримо воплотился именно в творчестве Булата Окуджавы..

-3

Сегодня, когда мы слышим его песни в трактовке современных певцов, то, прежде всего, задаемся вопросом: как много в их исполнении Окуджавы? Не музыки и текстов, но той тихой тайны в междустрочии, той узнаваемой интонации, что хранит в себе авторский почерк Поэта. Ведь дело не в тембре голоса, но в волевом характере, отношении к происходящему и умении сделать песню воплощением своего жизненного кредо. Наиболее близок к Булату Окуджаве, как к лирику и воину, Олег Погудин. В том, как он поет Окуджаву, проявляются все вкусы жизни: от горькой иронии и терпкого одиночества, до острой обжигающей любви и солоноватой обиды. У Погудина мир Окуджавы - это не вариации на тему, не список с подлинника, но сам оригинал, переживший телепортацию во времени и получивший творческую реинкарнацию в другом поэте и артисте. "Мы обошлись без отражений, зачем нам сны и зеркала...".

Лирический герой середины ХХ века, волей-неволей оказавшийся на идеологических баррикадах той поры, несомненно одержал победу, ибо над руинами СССР до сих пор развевается поэтическое знамя любви, воздвигнутое Булатом Окуджавой.

29 июля, 19.00

Олег Погудин и его Музыкальный ансамбль

4-й онлайн-концерт "Песни Булата Окуджавы"

Билеты: https://clck.ru/PaWf9