Найти тему
Журнал —ИМЕННО.

Как написать свою книгу: интервью с писателем Анной Никольской

Анна Никольская — писатель, автор учебных программ по писательскому мастерству. Созданная Анной Мастерская писателя — онлайн-обучение литературному мастерству и работе с издательствами — помогла многим авторам выработать и улучшить писательские навыки. Анна поделилась с нами своими секретами и советами писателя.

Анна Никольская
Анна Никольская

Интересовалась тонкостями писательского мастерства Ксения Вранчева (kseniyadutoit)

Фотографии из личного архива героя.

Какие писатели привили вам любовь к литературе?

Это были не писатели, а художники-иллюстраторы — Геннадий Калиновский и Борис Диодоров. Книги с их картинками меня восхищали. Со мной что-то необычное происходило, когда я их разглядывала. Я словно проваливалась в другой мир.

Когда вы сами превратились из читателя в писателя?

Официально — когда вышла моя первая книга в 2009 году, «Город собак». А вообще я лет с восьми писала аллюзии на миниатюры Даниила Хармса, а моя подруга их иллюстрировала.

Что послужило толчком к этому переходу?

Первую книгу я написала, когда вернулась в родной Барнаул, после годичного путешествия по Европе. Меня просто распирало от впечатлений, и я решила записать их, рассказав приключенческую историю для детей. Я работала в то время в офисе и в перерывах между звонками и переговорами писала повесть.

Как часто к вам приходит вдохновение для того, чтобы писать?

Я не жду вдохновения. Сажусь работать — и оно приходит. Это навык, который развивается с практикой. Это если говорить о прозе. Со стихами бывает по-другому. Строчка или целое четверостишие могут прилететь в самый неожиданный момент, тогда я записываю или надиктовываю их на телефон и дорабатываю позже.

Что делать, если вдохновение пропадает надолго?

Нужно просто продолжать писать. Садиться и писать любую абракадабру. Ты словно вынимаешь пробку из ванной — сначала с усилием, а когда она наконец поддаётся, тебя подхватывает воронка потока и... понеслось. И ещё хорошо бы писать каждый день. Когда делаешь длительные паузы между произведениями или главами, сложнее вновь впрягаться в работу. Это как в любом деле.

Поделитесь вашими личными секретами того, как пригласить музу?

Мне не откликается понятие «муза». Муза — это я: художник, творец. Поэтому не стоит никого специально приглашать или ждать. Мне нужно самому себе «хорошо на душе» сделать, тогда перебоя с идеями, вдохновением у меня не будет. Придумайте приятный ритуал для работы. Купите толстую свечу, например, благовония, заварите любимый напиток, пойдите в уютное заведение, сядьте у окна, включите приятные звуки природы… Устройтесь комфортно, как кошка.

Полюбите сам процесс творчества, а не только его конечный результат. Вся магия — именно в процессе делания, созидания. Сама жизнь — в нём.
Анна Никольская
Анна Никольская

Вы ведёте мотивационный паблик. Как пришла идея создать его?

Паблик «Пишем с душой» скорее творческий, настроенческий. Сейчас мы ежедневно публикуем в нём яркие цитаты выпускников Мастерской писателя, которую я провожу раз в два месяца. Если они кого-то мотивируют на действие, здорово! А когда-то он начинался, как страница в поддержку моей трилогии «Про Бабаку Косточкину», которую публикует издательство «Clever».

Что нужно писателю, чтобы написать хорошую книгу?

Сесть и написать её. Это второе. А первое — гореть своей идеей, любить её до чертиков. Тогда всё будет само собой получаться — на вдохновении, а не при помощи мотивации извне.

Кто он — современный читатель детской книги?

Все разные. Но чаще всего — это ребёнок читающего родителя. Человека, любящего и знающего детскую литературу, современную, в том числе. Дети лучше всего учатся, не когда их чему-то специально учат, а просто наблюдая. За родителями, в частности.

Как найти к нему подход, чем зацепить?

Не надо его ничем цеплять. Он сам все найдёт и зацепится. Нужно оставить ребёнка в покое и, по возможности, предоставить широкий выбор — пробовать разное. Пусть он сам определится, что ему по душе.

Какие, по вашему мнению, главные качества хорошего писателя?

Непосредственность мышления. «Свежие» нейронные связи. Детское восприятие окружающего мира. Если такой человек приходит на курс, мне его практически нечему учить. Он сам всё помнит и делает гениально. Уникально, то есть. Он звучит, как никто другой. Он готовый писатель, бери — и издавай всё подряд. Первую неделю курса мы только этим и занимаемся — освежаем наше мышление, избавляемся от всего лишнего снаружи и внутри, нащупываем настоящего себя.

Какие советы вы можете дать начинающим авторам?

Читать хорошие детские стихи. Вслух. Это быстрее всего настраивает литературный слух. Напитываться хорошей современной литературой для детей. Пристально наблюдать за людьми, растениями, животными, учиться видеть в обычном необычное и ежедневно записывать свои наблюдения. Чем больше вы практикуетесь в письме, тем скорее разовьёте вкус к слову. И маст-рид для начинающих авторов — «Слово живое и мёртвое» Норы Галь. Лучше это делать в кругу доброжелательных единомышленников. Качественная среда очень важна для творческого человека.

Поделитесь вашим ТОП-5 любимых книг.

Это «Алиса в стране чудес» Льюиса Кэрролла, «До свидания, овраг!» Константина Сергиенко, «Опасное лето» Туве Янссон, «Дневники Адриана Моула» Сью Таунсенд и «БДВ» Роальда Даля.

Анна Никольская
Анна Никольская

Другие статьи журнала «— ИМЕННО.» вы можете найти здесь.