Найти в Дзене
Автошарк

Ищем потерянные лошадиные силы: какой процент мощности автомобиля забирает кондиционер

Оглавление
Кондиционер в машине
Кондиционер в машине

Мысли о том, сколько мощности автомобиля забирает кондиционер, посещают водителя, если в жаркий день он неожиданно ощутит, как динамика его машины становится хуже. Попробуем разобраться в вопросе.

За комфорт приходится платить

Владельцы авто с климатической установкой знают, как при включении муфты привода кондиционера возникает вполне ощутимый рывок в движении. Автомобиль словно упирается в невидимую стену, создающую сопротивление. Еще очевиднее эффект становится при попытке резво разогнаться с места – машина будто не хочет просыпаться, прибавляет скорость вяло. В чем здесь дело?

Такая потеря динамики становится объяснимой, если обратить внимание на мощность, потребляемую кондиционером. Ведь закон сохранения энергии действует всегда: чтобы потратить ее на охлаждение воздуха, надо забрать ресурс в другом месте. А источник активности в автомобиле всего один – двигатель.

Техническую характеристику компрессора автомобильного кондиционера не всегда легко узнать. Не всякий производитель укажет ее в рекламном буклете. Но мастера, обслуживающие системы автоклимата, приподняли завесу тайны. На самых массовых моделях классификации В или С компрессор потребляет порядка 2,8-3 кВт мощности. Для более габаритных машин сегмента D, E или крупных внедорожников эта цифра возрастает до приблизительно 4,5 кВт. Переведя на более привычные слуху лошадиные силы, получается соответственно 4 или 6 л. с.

Компрессор авто
Компрессор авто

Что скажут эксперты?

В сети нередко ссылаются на выводы теста, проведенного австралийским порталом Which Car. Чтобы подвести научную основу под бурные споры любителей, издание организовало серию экспериментов. Для этого взяли машину с мотором 2,0 литра и мощностью 180 л. с. – модель Mazda MX-5. На специальном испытательном стенде провели несколько замеров мощности, доходящей до колес, с включенным кондиционером и без него.

При запуске компрессора показатель падал на 2,5 кВт, что относительно общей характеристики двигателя составило лишь 2%. Больше удивила цифра потерь крутящего момента – до 5%. Но слухи о кондиционерах, пожирающих литрами драгоценный бензин из бака, были объявлены преувеличенными.

А как на самом деле?

Насколько результаты заграничных ученых применимы для жизни отечественного автовладельца? Здесь не все так однозначно, ведь есть несколько факторов, которые в опубликованном исследовании не упоминались.

Влияние частоты оборотов коленвала

Замеры потери мощности австралийцы проводили в максимальном режиме, то есть загоняя стрелку тахометра в красную зону. Но при средней езде на высшей передаче, а тем более при остановках на светофоре двигатель вращается куда медленней, существенно ниже 3000-3500 оборотов в минуту (обычно 1500-2000). На этих режимах движок экономичен, но и мощности выдает лишь 55-70% от номинала. Однако включенный компрессор забирает у мотора одинаковое количество энергии вне зависимости от его оборотов!

То есть, у городского седана эконом-класса с движком 120-140 л. с., такого как Hyundai Solaris, Kia Rio, Volkswagen Polo или даже меньше, как у любимого многими Renault Logan (113 л. с.) мгновенная мощность на высшей передаче окажется в районе 50-70 «лошадей». И четыре из них, не дойдя до трансмиссии, расходуются кондиционером. Это почти 10%. Вот и обнаружена причина резкого дерганья машины при езде.

Обороты
Обороты

Влияние температуры за бортом

Задача кондиционера – охлаждать поступающий с улицы воздух до температур, комфортных водителю и пассажирам. На это расходуется определенная энергия, зависящая от разности этих температур. Здесь науку физику перехитрить невозможно. Но разница температур не есть постоянная величина, она все время изменяется. Значит, и климатической установке придется напрячь все свои силы, чтобы остудить до желанных +18°C в салоне, когда за окном среднеазиатские + 45. Всю энергию для этого кондиционер опять же отберет у мотора. Именно поэтому называть какие-то точные цифры потерь мощности некорректно.

Что с расходом топлива?

Включенный кондиционер влияет не только на абстрактные киловатты или лошадиные силы, а на понятный каждому показатель, за который платятся живые деньги, – на расход горючего в литрах.

Собрав множество отзывов, можно сделать вывод: в летнем климате средней полосы России езда с включенным кондиционером приводит к увеличению расхода приблизительно на 1-1,5 литров на 100 км.

Водители жаркого Юга называют цифру выше – до 2 литров на сотню.

Придирчивые эксперты известного отечественного автоиздания извлекли из недр бортового компьютера показатель в режиме холостого хода (машина стоит, обороты мотора 800-1000 в минуту): от 0,5 до 0,7 литра в час.

-4

Почему автопроизводители ничего не делают с этим?

Они – делают. Проблема скачкообразной потери ресурса хода при срабатывании муфты привода компрессора заводским инженерам хорошо знакома. Поэтому в дорогих авто премиального класса (Audi, BMW) в программу бортового компьютера добавлена функция выключения климат-контроля при резком нажатии на педаль газа. Компрессор на 3 секунды отключается, отдавая всю энергию двигателя колесам, и «провала» в динамике не случается.

На бюджетных моделях и в отечественной технике этой опции нет. Но при необходимости водитель всегда исполнит ее вручную, просто выключив кондиционер перед обгоном.