Начнем, пожалуй, с матчасти.
Социальная инженерия — это метод управления действиями человека без использования технических средств. Метод основан на использовании слабостей человеческого фактора и считается очень разрушительным.
Вот буквально в пятницу я столкнулась с мастером социальной инженерии. Мы всю неделю собираем учебники. Интересно, что с 4 по 6 класс часто приходили ученики, но за 7, 8 класс потянулись сдавать родители. И вот заходит одна мама, выкладывает учебники на стол. Надо сказать, что работаем мы в библиотеке вдвоем, у каждого по 0,5 ставки. Моя коллега – учительница русского языка и литературы с таким стажем, что в голове не умещается. Она уже на пенсии, подрабатывает в библиотеке и еще занимается с детьми, которым нужно индивидуальное обучение по состоянию здоровья. Вот это счастье – принимать учебники за 8 класс у этой дамы – досталось моей коллеге, назовем ее Варвара Степановна.
Итак, книги вытащили из пакета и положили на стол. Варвара Степановна женщина чрезвычайно деликатная, ранимая, но дотошная – то, что нужно для школьной библиотеки. Посмотрев на учебники, она сказала:
— Что-то мало у вас книг. Давайте посчитаем.
Далее она называет по очереди учебник, они находят его в стопке и кладут рядом.
— Вот, видите: у вас нет учебника по истории России первой и второй части.
— Мы его сдали учителю! — выпалила мама.
— Странно! — подала я голос из-за своего стола (у меня пока никого не было).
— У всех он на руках, — подтвердила Варвара Степановна. — Учитель собирал учебники по новейшей истории.
— Я не знаю, моя дочь сдала классному руководителю, у нас дома учебника нет.
— Хорошо, не переживайте, — Варвара Степановна еще не знает, какая засада нас ожидает. — Смотрите, я вам ставлю два минуса, мы будем разбираться с классным руководителем.
— У нас нет этого учебника! Мы его сдали.
— Хорошо, я поняла. Но пока мы этот вопрос не выясним, я поставлю минус. Видите, я тут еще пишу: «До выяснения с классным руководителем».
— Но у нас нет учебника.
— Я вас поняла. Придет ваш классный руководитель, мы все выясним не переживайте. Но пока у вас будут стоять минусы. Надо разобраться.
В общем, мамочка еще какое-то время препиралась, потом все же ушла.
Но прошло каких-то полчаса, она позвонила Варваре Степановне по телефону.
— Уберите минусы! Мы сдали вам эти учебники.
— Мы же договаривались, что будем выяснять с классным руководителем…
— Что выяснять? Вы вспомните, вы же в руках этот учебник держали, но почему-то твердили, что его нет и рисовали минусы…
— Нет, у нас был разговор о том, что учебник вы сдали классному руководителю…
— Я просто перепутала. Классному руководителю я сдала другой, а этот был в стопке. Вспомните, вы держали его в руках. Мы ничего не должны! Отметьте, что мы ничего не должны!
— Постойте, но почему тогда вы спокойно смотрели, как я ставлю минус? Вы бы сказали: вот учебник, у вас в руках.
— Я просто запуталась! Я подумала, что нет другого учебника. Мы же торопились!
— Мы никуда не торопились. Учебники лежали на столе, я несколько раз сказала, что учебника нет…
— А он был! Он был в ваших руках! Но вы упорно рисовали минусы и говорили, что его нет! Отметьте, что мы ничего не должны.
Далее разговор приводить не буду, скажу только, что длился он не менее двадцати минут, по субъективным ощущениям даже больше. Мою бедную Варвару Степановну, у которой не было мужества просто рявкнуть и бросить трубку, мурыжили до тех пор, пока она не сказала нужную маме фразу:
— Хорошо, вы ничего не должны, мы будем разбираться с классным руководителем.
Встретились мы с классным руководителем (она как раз ведет историю). Конечно же, ничего ей никто не сдавал. Родительница уже всем написала в чат, что она со всем разобралась и все учебники сдала. Варвара Степановна в расстройстве говорит, что купит учебник, лишь бы не было скандала. В понедельник очную ставку делаем с мамой в кабинете директора. Напишу позже, чем дело закончилось.
Так вот в лице этой мамы – мастер социальной инженерии наглядно. Вероятно, она этому даже не училась специально. Просто выбирает более слабых людей и начинает давить, внушать, «нажимать на кнопки», какая-то из них срабатывает, и она добивается, чего хотела. Страшное дело, по сути. Если бы Варвара Степановна работала одна, то купила бы учебник и все. Я ее, конечно, в обиду не дам.
Но вот знаете, смотрю я на некоторых комментаторов, и сдается мне, что среди них тоже есть такие мастера. Понаблюдайте: заходят в статью, оставляют комментарий часто в грубой, унизительной форме, так чтобы сразу у многих людей сработали триггеры – и ура! – толпа людей набежала, все ругаются, скандалят, а тот первый посмеивается и продолжает раздавать ментальные пощечины. Дело сделано – заставил десятки людей зависнуть на Яндекс.Дзене.
Так что если вдруг вы видите травмирующий вас комментарий, помните, что по ту сторону экрана не обязательно обиженный неудачник. Возможно там он, мастер социальной инженерии. Так не следуйте его сценарию! Не отвечайте оскорблением, не старайтесь унизить или вразумить. Все, что ему нужно, — удержать вас. А вы будьте выше этого.
А как вы считаете, кто пишет «скандальные» комментарии? Платят троллям или они работают безвозмездно, для удовольствия?